Анар БЕКБАСОВА: Малышей фильтруют не по-детски

2024 просмотров
0
РАТЕЛЬ
Воскресенье, 06 Июл 2014, 00:00

Легенду об инклюзивном образовании в Казахстане нам, студентам педагогического факультета, рассказывали с первого курса в двухтысячном году. Начитавшись в интернете, как эта система здорово работает в развитых странах, студенты нашего потока – дефектологи, социальные педагоги и психологи - рисовали себе перспективы будущего трудоустройства. Инклюзивное образование – это когда дети с ограниченными возможностями могут учиться в любой общеобразовательной школе, где созданы условия для их передвижения на инвалидных колясках, работают специальные лифты, установлена необходимая мебель и самое главное – дети не показывают пальцем на сверстников с особенностями развития. К четвертому курсу мы  поняли, конечно, что никакого инклюзивного образования в Казахстане нет. Зарплата в спецшколах не сулила больших перспектив. Так что, почти весь наш поток отправился за вторым высшим образованием. Самые находчивые девушки вышли замуж.

С начала двухтысячных ситуация не изменилась, только детей-инвалидов стало больше. Реальное их количество никому неизвестно, говорят эксперты ЮНИСЕФ в Казахстане. Данные госорганов сильно разнятся - в среднем от 53 до 138 тысяч. Юнисефовцы провели исследование и выяснили, что большое количество детей в нашей стране к тому же имеют «скрытую инвалидность», то есть их диагнозы не выявлены. По меньшей мере, 3 процента детей с инвалидностью не состоят на учете, а значит, ограничены в социальной и правовой защите, сообщила на конференции в Астане эксперт ЮНИСЕФ Франциска ГАССМАНН и нисколько не удивила этим присутствующих – чиновников и лидеров НПО. Общественники утверждают: врачи государственных поликлиник выявляют лишь тяжелые болезни у детей.

- С 2002 года у нас начали приказы проходить о скринингах, но всего лишь 8,5 тысячи детей с проблемами здоровья от 0 до 3 лет за это время было выявлено поликлиникой. Это всего 7 процентов детей в возрасте до 3 лет. Не выявляются нарушения умеренные и легкие, которые могли бы предотвратить развитие инвалидности. Поликлиники плохо выявляют, да и люди в эти кабинеты не идут. Одна треть идет в частные службы, а в государственные - только две трети, - отметила президент Ассоциации социальных работников Гульнур ХАКИМЖАНОВА.

К тому же увеличению количества детей с инвалидностью способствует практика постановки психических диагнозов детям в возрасте до 3 лет. Специалисты считают, что, учитывая несформированность психических процессов ребенка в этом возрасте, можно говорить лишь о синдромах, симптомах заболеваний, не более того. Как правило, детей с психическими диагнозами в Казахстане изолируют от общества в спецучреждениях.

- На самом деле это ведь огромное количество загубленных душ. Что такое спецшкола? В спецшколах никто образованием детей не занимается. Галочка поставлена и все на этом. А ведь у нас много детей, которые способны обучаться, - говорит специалист общественного фонда «Ашықәлем» Алия АБДИБАИТОВА.  - Я на примере собственного сына скажу: да, интеллектуально он у меня ограничен, возможно, но он сидит в третьем классе, он старается. Он учится в спецклассе. Это та же программа, что и в общеобразовательных школах, просто количество часов больше. Нужно открывать таких классов побольше в школах.

По данным Министерства образования и науки, в Казахстане 25,5 процента детей с инвалидностью обучаются наравне со сверстниками в общеобразовательных школах.

- Была разработана концепция, проведен эксперимент в одной из школ города Петропавловска, то есть, вовлечены были дети с ограниченными возможностями в общеобразовательную среду. Эту работу продолжила 65-я школа Астаны, школа №27 Петропавловска и, в принципе, успешный опыт совместного обучения детей с ограниченными возможностями со здоровыми сверстниками в стране имеется, - доложила участникам круглого стола эксперт Минобразования Кульмария ОРАЗГАЛИНОВА.

Она в деталях рассказала, что специалисты министерства активно изучают мировой опыт в загранкомандировках и верят, что к 2020 году в 70 процентах школ будут созданы условия для инклюзивного образования.

- Начата была работа именно с обеспечения оборудованием детей-инвалидов, которые находятся на дому, получают бесплатное образование. Из имеющихся 90 тысяч детей учатся за счет трансфертов из республиканского бюджета свыше 60 тысяч детей-инвалидов, - заключила Оразгалинова.

На этой оптимистичной ноте чиновница демонстративно покинула мероприятие, чем вызвала бурю негодования представителей НПО.

- Во-первых, есть путаница у них (у чиновников – А.Б.) в головах между инклюзивным образованием и специальным образованием, - возмутилась специалист общественного фонда «Ашықәлем» Алия Абдибаитова. - У них «создать условия в спецшколах» - это инклюзия, но это не инклюзия вовсе! Мне кажется, они не хотят менять систему. Они даже не хотят нас услышать, наши рекомендации. Просто ушла - это их отношение к проблеме!

- Во всем мире люди, которые сидят в министерствах и занимаются образованием инклюзивным, - это спецпедагоги или имеют дефектологическое образование. В нашем министерстве таких специалистов нет. Отсюда и выводы, - поддержала ее президент фонда Алия АРХАРОВА. - Мы будем открывать дополнительные спецшколы, будем вбухивать в них кучу денег. Вот и все!  Я не против спецшкол, но их нужно использовать как базы и при этом менять систему общего образования.

 

Оптимизмом чиновников не проникся и руководитель общественного объединения инвалидов «Намыс» Кайрат ИМАНАЛИЕВ.

- В Казахстане бесконечно пишется концепция инклюзивного образования, пишется уже в течение 10-15 лет! Сколько она еще будет писаться? Министерству образования пора уже придумать механизмы. Министр имеет два образования, учился за границей, знает ведь, как там это организовано. Здесь нужна политическая воля, - потребовал Иманалиев.

После круглого стола лидеры НПО долго не расходились, обсуждая наболевшую и надоевшую тему в фойе, словно ожидая, что хоть кто-нибудь станет им оппонировать. Представители ЮНИСЕФ молча наблюдали за ними и ставили прочерки в списке проигнорировавших мероприятие: Министерство труда и соцзащиты населения, депутаты парламента…

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Серик Буркитбаев: Вода - это суверенитет
Почему идея поворота сибирских рек опасна для Казахстана и какой водный сценарий эксперт считает стратегически верным
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером