Асхат Ахмедьяров: Где я в Европе аул без воды найду?

2612 просмотров
0
Анар БЕКБАСОВА
Среда, 04 Мая 2016, 11:00

В Астане в Национальном музее открылась выставка «Единственное множественное» Асхата Ахмедьярова

Художник Асхат АХМЕДЬЯРОВ работает в разных жанрах современного искусства – видеоарт, перформанс, инсталляция, фотоарт и других. Его работы на острые социальные темы в последние годы вызвали резонанс в Казахстане и за рубежом. После успешного завершения проекта «Протагонисты. Невидимый Павильон Казахстана» на 56-й Венецианской биеннале Ахмедьяров был приглашен на арт-завод в Иври-сюр-Сен.

За именем художника тянется шлейф самых неординарных характеристик. Его называют эпатажным, протестным, недисциплинированным и даже… чокнутым. 30 апреля в Национальном музее в Астане открылась очередная выставка Ахмедьярова под названием «Единственное множественное», где он представил свое видение мира, устроив перфоманс с участием молодых людей в разноцветных смирительных рубашках. Для корреспондента Ratel.kz автор провел экскурсию по выставке и рассказал, почему он не решается резко реагировать на события, происходящие в нашей стране.

Асхат Ахмедьяров.

- Асхат, как-то неожиданно, что ваша выставка проходит в Национальном музее, таком конъюнктурном здании.

- Это парадокс, стечение обстоятельств. Мне вначале было непривычно, и что-то давило. А сейчас я как-то сдружился с этой атмосферой. Мне комфортно здесь.

- На этой выставке вы представили не только новые работы, но и инсталляции, которые уже выставлялись. Почему?

- Это не совсем так. Например, инсталляция «Высокие отношения» в прошлом году была гораздо меньше. В этом году я ее дополнил, сделал более объемной. Стулья на вытянутых ножках и сидящими на нескольких из них красивыми женщинами почти под потолком – это мои размышления о неравенстве в обществе, социальных контрастах, огромной пропасти между олигархами и бедными людьми. Эта инсталляция не является проявлением протеста. Это рассматривание ситуации широко раскрытыми глазами.

Инсталляция "Высокие отношения ".

- Вы считаете себя недисциплинированным художником?

- Мне нравится это определение. Его мне дали французские критики. У меня нет привязанности к определенному стилю. На выставке вы видите инсталляции, фотографии, живопись. Быть дисциплинированным художником и работать в одном направлении мне сложно.

- А эпатировать публику у вас получается?

- Не совсем. В этом и проявляется моя несвобода, потому что есть семья, обязанности, ответственность. В нашей стране быть эпатажным художником – значит, очень чутко реагировать на какие-то процессы в обществе. В этом плане я реагирую избирательно и в каком-то плане осторожно, потому что у меня маленькие дети… Есть множество факторов, которые меня сдерживают. Я не хочу перечислять их.

- Вы допускаете, что могут быть преследования?

- Это может отразиться на моих близких, их занятости, возможно.

- Я помню, как несколько лет назад вы привели на цепи поросенка на крыльцо посольства России в Казахстане. Он там все обгадил, и вы тут же в совочек все убирали, требуя, чтобы Россия также устранила загрязнение казахстанской территории, вызванное падением ракет. Чем вы рисковали тогда?

- Я отделался легким испугом, заплатил штраф - и все на этом. Я провел этот перфоманс, потому что о проблеме загрязнения почвы из-за запусков ракет тогда никто не говорил. Я должен был привлечь внимание к этой проблеме.

- Насколько ваша несвобода мешает вам?

- Парадокс, но свобода творческая у меня есть, потому что есть заслоны. Чем больше я в них упираюсь, тем больше у меня желания самовыразиться. Это выливается в перфомансы и инсталляции. Выполняя разные социальные роли, я остаюсь художником, сидящим в замкнутом квадратном помещении, в котором и выпрямиться-то в полный рост невозможно. Я узник квадрата, но в нем и есть моя свобода. Человек практикующий, ищущий, получающий какие-то знания, он все больше углубляется, уходит от общественных взаимоотношений, становится изгоем. С другой стороны, изолированность, независимость моих суждений меня питает.

- Но ведь так можно и в психушке оказаться?

"Сила цвета".

- Возможно. Танец в смирительных рубашках, который открыл мою выставку, это продолжение тематики «Лаборатории абсурда», которая была представлена на выставке в Париже. Здесь я лишь дополнил ее. Все переживания, которые скопились во мне, вылились в смирительные рубашки, и я нашел параллели с эмиграцией гениальных личностей во время тоталитаризма, когда применялась карательная психиатрия и выдающиеся люди оказались в больницах из-за своего инакомыслия. Из парижской серии перфомансов «Поцелуй немого» я представил на выставке фотографии, где я целовал статуи, выражая свою любовь к европейскому искусству. Я был нем из-за моего незнания европейских языков.

"Поцелуй немого".

- Как строятся ваши отношения с казахстанской публикой?

- Официальное наше художественное образование до сих пор штудирует академизм, и это очень печально. На открытии моей выставки было много людей, которым было интересно, но я сразу находил зрителей, которые пришли просто из-за любопытства. Меня часто спрашивают: «Зачем вы пишете картины, которые не продаются?» Меня раздражает вот это стремление рассматривать все сквозь призму коммерции. В обществе чувствуется полное отсутствие стремления узнать что-то новое. Если почитать комментарии в социальных сетях, художник некоторым кажется чокнутым и так далее… Но я верю, что со временем люди захотят понимать искусство, будут нуждаться в нем. Сейчас есть небольшая часть людей – это 10-15 процентов, на которых искусство воздействует, и они уходят в думках. Именно этого я добиваюсь.

- Как на ваши работы реагирует власть?

- Что касается власти, вкусов чиновников, то они ограничены примитивными познаниями в искусстве. Их невнимание меня не трогает.

- Что является для вас мерилом успешной самореализации как художника?

- Наград, грамот у меня нет. Я считаю, что художник не должен стремиться их получать. Мне смешно смотреть, когда художники кичатся наградными побрякушками. Мне льстит, когда мои работы покупают.

- Вы никогда не писали картины на заказ?

- В прошлом я жил на этих заказах. Но все это надоедает. Ты видишь абсурдность всего этого. Ты живешь этим угодничеством…

- Как вы представляете свое будущее? Вас не пугает низкий спрос на искусство в Казахстане?

- Я позитивно смотрю на будущее. Всегда ведь не может быть плохо.

- Вы это серьезно? Описав почти апокалиптическую картину, вы говорите об оптимизме?

- Теоретически можно все бросить, возможно, даже уехать за границу и поселиться там благополучно. Но, оказавшись без родины, я потеряю питательную среду как художник. Объясню. Вот тема воды меня в последнее время очень волнует. В ауле Талапкер, где я живу, это под Астаной, мы пресную воду привозим из города. Сначала меня эта ситуация раздражала, но в какой-то момент я полюбил это несчастье и понял, чтО я могу из него взять. Я сейчас работаю над этой темой. А где я в Европе аул без воды найду?

"Парк культуры и отдыха".

 

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Невидимое братство независимой страны
Интервью с Великим Мастером Великой Ложи Казахстана Айдаром Алпысбаевым ко Дню независимости
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером