
Обзор казахоязычной прессы (2 сентября)
* «Судьба нации под влиянием псевдонационалистов»
* «Биржан и Сара никогда не состязались в айтысах»
* 1 сентября - день знаний или день церкви?
JULDIZDAR.KZ: «ҰҚК ұлттың қауіпсіздігін ойлайтын орган ба, әлде ұлтқа қауіпті орган ба?» («КНБ — это орган, пекущийся о национальной безопасности, или орган, опасный для народа?») – Издание публикует обращение к главе государства политолога, доктора исторических наук Азимбая ГАЛИ со ссылкой на его страницу в Facebook.
В своем обращении он говорит об опасности исламского течения «салафизм» и нежелании КНБ бороться с этим явлением.
«Эта террористическая религиозная группа ни во что не ставит ценности межэтнической и межконфессиональной толерантности, которые Вы прививаете все эти 25 лет. Она ставит под сомнение независимость и целостность государства, культуру, традиции и обычаи казахского народа, рубит на корню единство народа и идею ««Мәңгілік ел». Салафиты считают «кафирами» тех, кто не присоединяется к ним и не поддерживает их, они не против проливать кровь «неверных». Ценности светского государства для них «тагут», традиции и обычаи - «бидгат», святыни - «харам», а мирная казахская земля, ставшая обителью для представителей различных национальностей и народностей, традиционных религий - «кафирстан».
Автор также напоминает о мерах, которые обещали принять чиновники в борьбе с этим злом.
«После террористических событий в Актобе и Алматы, на заседании Совета безопасности, Вы однозначно заявили, что за ними стоят салафиты. Премьер-министр К. МАСИМОВ сообщил, что «в течение двух месяцев будут приняты решения по запрету салафизма». Председатель комитета по Делам религии Г. ШОЙКИН доложил, что вопрос о запрете этого течения обсуждается. Два месяца прошло. Но суда по запрету салафизма не было.
Несмотря на то, что ведущие религиоведы говорят в СМИ об опасности этого течения, некоторые государственные ведомства не заинтересованы в запрете этого религиозного течения. По моим сведениям, несмотря на то, что МВД, Министерство образования и науки, Генпрокуратура, Комитет по делам религий, областные акиматы поддержали борьбу против салафизма, представители КНБ выступают против. КНБ — это орган, пекущийся о национальной безопасности, или орган, опасный для народа?- пишет Гали Азимбай. - Как понять действия должностных лиц КНБ, которые не идут на открытые обвинения салафитов, а лишь дают неполную информацию? Кто даст гарантию, что завтра они не предоставят елбасы данные, оправдывающие салафитов? Почему КНБ не заинтересовано в решении проблемы, а всячески избегает этого?»
FACEBOOK: «Ұлт тағдыры псевдо-ұлтшылдар ықпалында қалды» («Судьба нации под влиянием псевдонационалистов») – Так считает известный национал-патриот Геройхан КЫСТАУБАЕВ, написавший об этом в своем посте в Facebook.
«Псевдо-националисты в обществе были всегда, но их было мало среди истинных националистов. Нынешняя ситуация показывает обратное: псевдо-националистов много, а настоящих националистов стало меньше. Это планомерная политика власти. Поэтому настоящее и будущее нации в опасности, а земля может стать собственностью иностранцев. Псевдонационалисты намного опаснее, чем антинационалисты, - предупреждает он. - Потому что последние - запутавшиеся в убеждениях люди, если им объяснить и доказать, они встанут на правильный путь. А псевдонационалисты осознанно выбрали свой курс. Антинационалисты открыто выражают свои взгляды, а конечную цель псевдонациоаналистов понять очень сложно».
По мнению автора поста, простой народ, поверив острым речам, посвященным «заботе» о нации, готов защищать их, а если псевдонационалисты окажутся хитрее, то и интеллигенция может замолвить за них слово.
Далее автор описывает некоторые признаки, присущие на его взгляд, псевдонационалистам:
«1. Нестабильная позиция. Например, говорят, «ухожу из политики по собственному желанию», а потом снова возвращаются в нее «по собственному желанию».
2. Ведут двойную игру, как бы «защищая» интересы и власти, и народа. Например, по одному и тому же вопросу выражают благодарность и народу, и власти (президенту). Говоря «можно было бы продавать землю, как в развитых странах», встают на сторону власти, однако, добавляя потом «...но при этой коррумпированной системе — это опасно», - уже как бы встают на сторону народа.
3. Самое главное и опасное — рабское самосознание. К примеру, якобы для того чтобы их все понимали, они пишут и говорят на казахском языке, но при этом также пишут и говорят на русском. Почему? Потому что эти люди еще не достигли свободы мышления. Они неспособны на актуальные идеи, заслуживающие перевода. Они ищут слушателя, а тех, кто способен рождать злободневные идеи, слушатель находит сам».
ZHASALASH.KZ : «Бiржан мен Сара ешуақытта айтыспаған» («Биржан и Сара никогда не состязались в айтысах») – Газета продолжает давний спор. Так, Ратбек АРЫНУЛЫ полагает, что известные казахские акыны прошлых веков Биржан сал и Сара никогда не участвовали в айтысах друг против друга.
«Еще в советские времена многие ученые, исследователи казахской литературы доказали, что Биржан и Сара не состязались между собой в айтысах, - сообщает автор статьи. - Но никто в свое время не придал этому значения. Некто Асан Омаров пишет в своей статье в газете “Ертiс өңiрi” : «Был ли между ними айтыс, или Арип ТАНИРБЕРГЕНОВ выдумал его? Многие литературоведы Б. КЕНЖЕБАЕВ, К. МУХАМЕТХАНОВ, М. ГАБДУЛЛИН, Е. ЫСМАЙЫЛОВ, М. ИМАШЕВ и другие исследователи не дали однозначного ответа на этот вопрос». Кайым Мухаметханов в своем исследовательском труде «Акыны — ученики Абая» прямо говорит, что айтыс «Биржан-Сара» выдумал и написал о нем один из учеников Абая - Арип Танирбергенов».
Далее Ратбек Арынулы приводит свои аргументы: «Несмотря на то, что С. МУКАНОВ, А. ЖУБАНОВ, К. ЖУМАЛИЕВ не смогли доказать, что этого айтыса не было, они писали, что Биржан родился в 1834 году и умер в возрасте 63 лет в 1897-м. Сара ТАСТАНБЕККЫЗЫ родилась в 1878 году и умерла в 1916 году в 38 лет. Между тем, Асан ОМАРОВ не сомневается, что этот айтыс был, и пишет, что он состоялся в 1886 году. Тогда Саре было всего 8 лет, как она в таком случае могла состязаться с 52-летним Биржаном?»
ABAI. KZ: «1 қыркүйек білім күні ме, шіркеу күні ме?» («1 сентября - день знаний или день церкви?») – Сайт не только задается этим вопросом, но и рассказывает версию происхождения этого дня.
«Первое сентября мы отмечаем как «день знаний», но мало кто знает, что история происхождения этого дня ближе к религии, нежели к знаниям. В ІV веке, точнее в 325 году, по приказу Римского императора Константина открывается новая церковь, которой не было равной в мире. Он принимает решение отмечать начало нового года первого сентября. В те времена церковь давала не только религиозное образование, но и научные знания. В связи с этим начало учебного года по указу Константина было намечено на первое сентября. После каждого урока звонил церковный колокол. Мы далеки от того, чтобы искать виновных в истории, и говорить, что нужно это менять. Тем не менее, пора избавляться постепенно от чуждых нам вещей. Наш День знаний — это день церкви. Звонок, который звенит в наших школах, — это символ другой религии. Но мы так и не можем решиться поддержать прекрасную идею - чтобы вместо звонка звучали кюи».