Банкиры просят министра индустрии отстранить главу нацкомпании "КазАвтоЖол"

14872 просмотров
0
Антон СЕРГИЕНКО
Вторник, 27 Июн 2023, 14:00

У финансистов есть подозрения о предварительной незаконной договорённости между руководством China Xinxing Corporation и нацкомпанией

Ситуация с недостроенной дорогой Калбатау-Майкапшагай вышла на новый уровень развития. Похоже, что в дело так или иначе придётся вмешаться высокопоставленным чиновникам и довести его до логического завершения. В распоряжении редакции Ratel.kz оказался документ, направленный от лица правления АО “Банк ЦентрКредит” министру индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан Марату КАРАБАЕВУ. Он целиком касается положения дел вокруг этой многострадальной трассы и хищения десятков миллиардов тенге.

Читайте также
АО "НК "КазАвтоЖол" заключил незаконные договоры на 8 миллиардов тенге

Вкратце напомним вам суть дела. В феврале нынешнего года один из сенаторов Андрей ЛУКИН написал премьер-министру Алихану СМАИЛОВУ запрос о ситуации вокруг национальной компании “КазАвтоЖол”, в котором, среди прочего (нарушения законодательства в виде несоблюдения норм при выполнении строительных работ, неэффективного использования и хищения денежных средств, злоупотреблений полномочиями должностных лиц) он отметил, что имеют место факты невыполнения работ и растраты 43 млрд тенге на участках автодорог "Калбатау-Майкапшагай" и "Караганда-Балхаш" в отношении руководства "КазАвтоЖол" и ТОО "СП "КазГерСтрой". Также он заметил, что должность руководителя ТОО "СП "КазГерСтрой" до сентября 2019 года и ТОО "Астана-Авто-Строй" до марта 2022 года занимал действующий председатель "КазАвтоЖол", что идёт вразрез основным принципам противодействия коррупции, предусмотренным статьей 4 закона РК "О противодействии коррупции". Сразу же ответили и представители нацкопании. В частности, там опровергли данные о том, что должность руководителя ТОО "СП "КазГерСтрой" до сентября 2019 года и ТОО "Астана-Авто-Строй" до марта 2022 года занимал действующий председатель "КазАвтоЖол". Сам председатель правления акционерного общества Мейрхат КАСЫМБАЕВ ответил про растраты так: "В части отмеченных случаев с признаками сомнительных взаиморасчётов между подрядчиками, имеющими отношение к субъектам олигополии по проектам "Калтабау-Майкапшагай" и "Караганда-Балхаш", совершивших растраты на сумму 43 млрд тенге (ТОО "СП "КазГерСтрой") и 21,5 млрд тенге, хотелось бы отметить, что, в соответствии с действующим гражданским законодательством Казахстана, заказчик в лице АО "НК "КазАвтоЖол" не вправе вмешиваться в операционную деятельность подрядчика и в его взаимоотношения с субподрядчиками. Таким образом, общество не несет ответственность за взаиморасчёты подрядчиков с неблагонадёжными контрагентами".

Читайте также
АО "НК "ҚазАвтоЖол" считает, что все тендеры заключены законно

Затем и сам глава кабмина прокомментировал этот скандал. Смаилов, впрочем, в ответе на несколько страниц так и не затронул тем, напрямую касающихся АО "НК "ҚазАвтоЖол". Например, фактов невыполнения работ и растраты 43 млрд тенге на участках автодорог "Калбатау-Майкапшагай" и "Караганда-Балхаш". Это было в марте. Затем всё затихло. Но вот теперь, похоже, началось по новой.

В документе, который попал в редакцию, говорится о том, что основанием для обращения послужило грубое нарушение законности при размещении государственного заказа, в котором основным заказчиком является АО “НК “КазАвтоЖол”, с хищением выделенных государством денег в особо крупном размере, лоббирования интересов некоторых подрядчиков и т.д. В нём много финансовых подробностей о консорциальном соглашении между China XingXing Corporation, ТОО “СП “КазГерСтрой” и ТОО “Кыран” для выполнения работ по реконструкции участка автомобильной дороги республиканского значения “Калбатау-Майкапшагай” 906 - 1321 км на общую сумму 157 005 178 840 тенге.

“С целью получения доступа к финансированию по контракту руководители ТОО “СП “КазГерСтрой” обратились в банк с заявлением о финансировании своей деятельности, а также выпуска банковской гарантии. Банк по результатам рассмотрения обращения ТОО “СП “КазГерСтрой” открыл установление лимита кредитования на сумму более чем 30 000 000 000,00 тенге (эквивалент в долларах США). В рамках установленного лимита кредитования с целью реализации проекта банком выпущены платежные гарантии. Банковские гарантии АО “Банк ЦентрКредит” были выпущены в обеспечение своевременного надлежащего исполнения контракта с учётом условий и договорённостей по консорциуму. На основании вышеуказанных соглашений, контракта и финансовых инструментов, выданных банком, ТОО СП “КазГерСтрой” получил целевой аванс от China XingXing Corporation на сумму в размере 65 163 282 долларов США (и 2 355 077,682 тенге, которые должны были быть направлены на реконструкцию автомобильной дороги “Калбатау-Майкапшагай” 906 - 1321 км”, - утверждается в документе.

По контракту генподрядчик должен использовать сумму аванса только на оплату материалов и оборудования, закупку и передислокацию техники, заработную плату и т.д. По данным, приведённым в письме, установлено, что ТОО СП “КазГерСтрой” использовал полученные авансовые денежные средства не по целевому назначению, о чем свидетельствуют возбужденные уголовные дела. Они есть в производстве департамента полиции Астаны (тут банк признан потерпевшим), в производстве СУ ДАПК по области Абай.

Хотелось бы отметить акт налоговой проверки, проведенной ДГД по городу Астане, в котором установлен факт растраты денег. Авансовые денежные средства поступили на расчетный счет ТОО СП “КазГерСтрой” в январе 2018 года, в данный период основным собственником ТОО СП “КазГерСтрой” являлся действующий председатель правления АО “НК “КазАвтоЖол” Касымбаев Мейрхат и возглавлял наблюдательный совет ТОО СП “КазГерСтрой”, а с января 2019 года по август 2019 года был назначен генеральным директором ТОО СП “КазГерСтрой”, что подтверждается выписками с приказов ТОО СП “КазГерСтрой”“, - говорится в письме.

Читайте также
Очередную схему по выводу денежных средств акиматом нашли общественники в ВКО

Банкиры утверждают, что итогом предъявленного бенефициаром China XingXing Corporation требования к банку явилось вынесение Специализированным межрайонным экономическим судом Астаны решения об отказе в удовлетворении иска в полном объёме. Постановлением судебной коллегии по гражданским делам суда города Астана от 16 мая 2023 года судом постановлено: “Решение Специализированного межрайонного экономического суда г. Астаны от 3 марта 2023 года по данному делу отменить с вынесением по делу нового решения. Исковое заявление China Xinxing Corporation к АО “Банк ЦентрКредит” удовлетворить. Признать незаконным отказ АО “Банк ЦентрКредит” от исполнения обязательств по банковским гарантиям и обязать исполнить обязательства. Постановление суда вступило в законную силу и подлежит исполнению всеми без исключения".

"Обращаем ваше внимание на то, что основной заказчик в лице АО “НК “КазАвтоЖол” не исчерпал правовую возможность взыскания выплаченного аванса по контракту с гаранта China Xinxing Corporation (Group) китайского банка “ЭксимБанк”, а китайский генеральный подрядчик China Xinxing Corporation (Group) по предварительной договорённости с руководством АО “НК “КазАвтоЖол” предъявил иск к АО “Банк ЦентрКредит” с понуждением выплаты похищенных бывшим руководством ТОО СП “КазГерСтрой” денежных средств, полученных по контракту в виде аванса. Указанные факты говорят о предварительной незаконной договоренности между руководством China Xinxing Corporation (Group) и АО “КазАвтоЖол”, фактическом бездействии, а также покрытии и возмещении украденных государственных денег за счет АО “Банк ЦентрКредит”.

АО “Банк ЦентрКредит” является крупным кредитором группы компании ТОО СП “КазГерСтрой”, в котором противоправными действиями руководителей банку нанесён материальный ущерб в особо крупном размере. Это подтверждается вступившим в законную силу решением суда, которое обязывает АО "Банк ЦентрКредит” исполнить условие по банковским гарантиям на общую сумму более чем 27 миллиардов тенге”, - резюмируют они.

На основании этого представители банка просят министра дать правовую оценку по исключению ТОО СП “КазГерСтрой” из контракта и отстранить на время разбирательства председателя правления АО “НК “КазАвтоЖол” Касымбаева.

Фото: пресс-служба АО "НК "Казавтожол".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Марат Шибутов: «Это далеко не последний террористический акт, направленный по религиозным мотивам против евреев»
Может настать время, когда придётся спасать от беженцев тех, кто ратует за их приём
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером