Выявлен случай, когда один эксперт контролировал дорожно-строительные работы сразу на 30 объектах
О результатах анализа коррупционных рисков в сфере строительства дорог рассказал на брифинге первый заместитель руководителя департамента Агентства РК по противодействию коррупции по Северо-Казахстанской области Айдос ЖУНИСОВ. По его словам, в период с 2020 по 2024 годы на строительство и ремонт транспортной инфраструктуры региона было выделено порядка 169,4 млрд тенге.
- Несмотря на это, качество дорог оставляет желать лучшего, о чём свидетельствуют регулярные жалобы населения, - сказал Жунисов. - Низкое качество дорожных работ мы связываем с системными коррупционными рисками на всех этапах строительства: от планирования до контроля и приёмки выполненных работ. Предварительно установлено 27 коррупционных рисков, негативно влияющих на развитие дорожной отрасли региона.
Борцы с коррупцией выявили 80 фактов проведения среднего ремонта районных и внутрипоселковых дорог без осуществления технического надзора на общую сумму 12,4 млрд тенге. По закону технический надзор на всех объектах строительства осуществляется в обязательном порядке. Но приходится констатировать, что на практике заключение договоров на инжиниринговые услуги вовсе не гарантирует качественное выполнение работ.
К сожалению, в СКО уже стало системой, когда один эксперт по техническому надзору одновременно осуществляет контроль на нескольких объектах. В текущем году ход ремонтных работ на 160 автодорожных проектах контролируют 99 экспертов. Из них 48 – закреплены на двух и более объектах. Есть случай, когда один эксперт охватил сразу 30 объектов!
К сожалению, нормативными документами ограничения по количеству контролируемых объектов не предусмотрены. По мнению сотрудников антикоррупционной службы, такой пробел в правилах является серьёзным упущением и негативно отражается на качестве дорог.
- Множество вопросов вызывает подход местных исполнительных органов к планированию дорожных работ, из-за чего существуют риски неэффективного расходования бюджетных средств, - сказал Жунисов. - Например, в период с 2020 по 2024 годы в области разработано 48 проектов по ремонту дорог на сумму более 212 млн тенге, реализация которых не начата до сегодняшнего дня. Риск некачественного планирования связан и с отсутствием должного учёта дорожных активов. В десяти районах и Петропавловске отсутствуют паспорта дорог, в результате подразделения местных исполнительных органов не владеют достоверными данными о протяжённости дорог, их состоянии.
Чиновники игнорируют требования законодательства в сфере государственных закупок. В частности, местными исполнительными органами при заключении договоров на строительно-монтажные работы не предусматриваются гарантийные периоды. Тем самым заказчики способствуют выполнению некачественных работ и уклонению подрядчика от исправления дефектов, выявляемых при дальнейшей эксплуатации.
За анализируемый период установлено, что на 39 договорах подряда по среднему ремонту дорог общей стоимостью 8,1 млрд тенге отсутствуют гарантийные сроки. Кроме того, в 20 договорах на сумму 2,2 млрд тенге гарантийный срок составляет только 12 месяцев.
- Установлен риск завышения смет путём превышения допустимых объёмов дорожно-строительного материала – щебня, - отметил спикер. - В 21 проекте по среднему ремонту внутрипоселковых дорог превышены объёмы инертных материалов — фракционного щебня на 53,2 тыс. кубов, что послужило увеличению стоимости проектов на 208,3 млн тенге. Согласно классификации, при среднем ремонте улиц населённых пунктов допускается восстановление профиля дорог с добавлением материалов в количестве до 500 кубических метров на один километр улицы. К примеру, в текущем году в Акжарском районе реализуется проект по среднему ремонту внутрипоселковых дорог в селе Кызылту на общую сумму 341,3 млн тенге. В сметном расчёте на 7,2 км предусмотрено 8,1 тыс. куб. щебня при норме 3,6 тыс. куб. Сумма превышения составила 23,9 млн тенге.
Сейчас на мониторинге департамента – 33 участка, на которых ведётся ремонт, в их числе – проблемные объекты. Некоторые проекты превращаются в “долгострои”, так, проект 2017 года по реконструкции участка автомобильной дороги республиканского значения М-51 (“Петропавловск – граница РФ (на Курган)”) изначальной стоимостью 13,2 млрд тенге на сегодняшний день оценивается в 19,3 млрд тенге.
Фото: РСК СКО, Руслана АСАУБАЕВА.
ТАҚЫРЫПҚА ОЙ ҚОСЫП, ПІКІРІҢІЗБЕН БӨЛІСУ ҮШІН TELEGRAM КАНАЛЫМЫЗ БАР!