Без меня меня продали

13273 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Понедельник, 30 Мар 2015, 11:29

Китайский дракон в погоне за нефтью

24 марта в китайской прессе появились сообщения о сделке по купле-продаже трех нефтегазовых месторождений в прикаспийском регионе Казахстана: Морское, Даулеталы и Каратал. Чуть ранее о том, что переговоры об этом ведутся, сообщало агентство «Рейтер». То, что первыми о смене собственников пишут зарубежные СМИ, вполне объяснимо: и продавец, и покупатель казахстанских месторождений – люди, имеющие отношение к Казахстану весьма и весьма опосредованное.

Что касается покупателя, то с ним все ясно – это китайская компания Geo-Jade Petroleum Corp. В последние годы китайцы действуют в нашем нефтегазовом секторе с размахом внезапно разбогатевшего купчика на базаре: заверните все! Их интересуют буквально любые активы: начиная от доли в Северо-Каспийском проекте по разработке месторождения Кашаган (которую удалось-таки приобрести не мытьем, так катанием, несмотря на активное сопротивление всех остальных участников консорциума) до истощенных и законсервированных скважин, коих в Атырауском регионе скопилось немало.

С продавцом ситуация поинтереснее. Лицензией на разработку трех месторождений владеет зарегистрированная в Казахстане компания «КоЖан», акции которой, собственно, и переходят сейчас из рук в руки. А собственником 100% акций компании является уже голландская International Mineral Resources II B.V., конечным собственником которой является трио известных «евразийских миллиардеров» в лице Александра Машкевича, Патоха Шодиева и Алиджана Ибрагимова. Чтобы минимизировать налогообложение сделки, акции будут проданы через Казахстанскую фондовую биржу.

Месторождение Морское – это, конечно, не Кашаган, но актив тоже достаточно привлекательный. Начальные извлекаемые запасы нефти на нем оцениваются в 40 миллионов тонн. Оно расположено всего в 10 километрах от знаменитого Тенгиза, а потому не имеет проблем с доступом к трубопроводной инфраструктуре. Имеющаяся у «КоЖана» лицензия позволяет вести добычу и геологоразведку на территории в 210,9 квадратных километров, отмечают китайские СМИ. Так что тот факт, что суммарная добыча с трех месторождений в настоящее время составляет всего чуть более 500 тонн в день, не должен никого смущать – согласно бизнес-плану, через три года добыча возрастет втрое – до 1500 - 1800 тонн сырой нефти в сутки.

Так что китайцы делают неплохое приобретение. И если сделка уже началась, о чем сообщила зарубежная пресса, то это значит только одно – власти Казахстана сказали, что им этот актив неинтересен. Ведь это только в первые годы независимости Казахстан проводил «политику открытых дверей», отдавая самые лакомые куски государственной собственности исключительно иностранным инвесторам. В октябре 2005 года в законодательство была внесена поправка, согласно которой «для сохранения и укрепления ресурсно-энергетической основы экономики страны во вновь заключаемых, а также ранее заключенных контрактах на недропользование, за исключением контрактов по подземным водам и общераспространенным полезным ископаемым, государство имеет приоритетное право перед другой стороной контракта или участниками юридического лица, обладающего правом недропользования, и другими лицами, на приобретение отчуждаемого права недропользования (его части) и (или) доли участия (пакета акций) в юридическом лице, обладающем правом недропользования».

То есть, в полном соответствии с законом, «евразийское трио» обязано было уведомить Министерство энергетики Республики Казахстан о намерении продать акции АО «КоЖан», и в ответ министерство должно было официально отказаться от приоритетного права покупки их нацкомпанией «КазМунайГаз». Так оно, скорее всего, и было. Но остается вопрос о мотивах уполномоченного государственного органа. Ведь еще в сентябре прошлого года Ляззат КИИНОВ, человек, чрезвычайно авторитетный в отрасли, бывший председатель правления «КазМунайГаза», бывший вице-министр нефти и газа, а ныне сенатор, предупреждал, что после окончания модернизации трех своих нефтеперерабатывающих заводов Казахстан столкнется с дефицитом сырья для них: «Да, после модернизации наши заводы смогут производить больше высокооктанового бензина за счет более высокой глубины переработки. Но реальность такова, что уже через 10 лет для полной загрузки всех НПЗ не хватит даже всего объема добычи компаний, которые сейчас поставляют лишь часть своей нефти».

А тут под самым боком у Атырауского НПЗ продаются разведанные месторождения, пусть не гиганты, но с налаженной добычей, развитой инфраструктурой – казалось бы, бери и качай нефть на переработку на принадлежащий тому же «КазМунайГазу» завод. Но нет! В частных беседах менеджеры «КазМунайГаза» говорят, что актив слишком мелкий, а потому для нацкомпании неинтересный. Получается: нашим нефтяникам неинтересен, а китайским очень даже нужен?

Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Как в Казахстане искусственный интеллект «выбивает» налоги для бюджета
Без прозрачности госзакупок и госаудита цифровой пузырь может лопнуть
Индрик-зверь: Что известно о монстре, затмившем динозавров на территории Казахстана
Занимательная история от Андрея Михайлова
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
У кого пульт с кнопкой: цифровой тенге – благо или тотальный контроль?
Сможет ли государство обеспечить неприкосновенность критических данных
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента