Будьте осторожны: перед мартовскими праздниками активизировались мошенники

2240 просмотров
0
FinGramota
Суббота, 09 Мар 2024, 15:00

Две распространённые схемы обмана

Весенней беспечностью, доверчивостью и невнимательностью казахстанцев пользуются финансовые аферисты, которые активно применяют две распространенные схемы обмана. 

Читайте также
Дипфейк: новый уровень digital мошенничества

В Казахстане возобновились случаи телефонного мошенничества, в социальных сетях пользователи делятся своими историями. Злоумышленники представляются сотрудниками банков, МФО или других организаций, при этом они ловко "подделывают" номера, с которых звонят. К примеру, это может быть короткий номер колл-центра казахстанской кредитной организации – современные технологии позволяют это сделать без особых усилий. При этом сами аферисты могут находиться в другом городе или даже в другой стране.

Данный вид мошенничества называется вишингом (англ. vishing — от voice phishing) и является одним из распространенных способов кражи средств посредством телефонного обзвона граждан.

Финансовые мошенники идут на всевозможные ухищрения с одной целью – выманить персональные данные потенциальной жертвы. Это ИИН, данные платежной карты или счета, CVV/CVC-код, четырехзначный код из SMS-сообщения. И тогда злоумышленники могут обналичить все средства на карте или счете.

Схема №1 Случаи с правдоподобными документами сотрудников финорганизаций

Мошенники, представляясь работниками департамента безопасности или call-центра различных банков, МФО звонят потенциальным жертвам, что якобы на его/ее имя оформлен мошеннический кредит. Посредством мессенджера мошенники отправляют свои рабочие документы, бланки, с поддельной печатью и подписями для повышения доверия граждан. Например, в Сети распространяется рабочее удостоверение старшего специалиста службы безопасности Национального Банка РК, что, конечно же, является фальшивкой.

Читайте также
Новая схема мошенничества под щедрым лозунгом: "выплата компенсаций всем казахстанцам!"

Напоминаем, Нацбанк Казахстана не обслуживает физических лиц и не проводит денежные расчеты с населением, в том числе не привлекает граждан для проведения "специальных операций по поимке мошенников".

Просим не устанавливать сомнительные мобильные приложения, не раскрывать свои персональные данные, не предоставлять удаленный доступ к мобильному телефону и не переводить денежные средства на счета третьих лиц по указаниям, полученным в ходе телефонного разговора.

Схема №2 Случаи с услугами от телекоммуникационных компаний

Мошенники звонят гражданам, которые ранее устанавливали домашний интернет, и сообщают, что необходимо аннулировать якобы не отключенную услугу. Представляются они сотрудниками телекомкомпаний, сотового оператора. Аферисты предлагают удаленно отключить услугу путем отправки SMS-сообщения и выполнения определенных инструкций для получения доступа к персональным данным.

Также мошенники звонят потенциальным жертвам, утверждая, что на их телефонный номер была оформлена заявка на смену оператора. Когда человек отвечает, что не оставлял таких заявок, аферисты предлагают для обеспечения "безопасности" номера сменить пароль в личном кабинете.

После этого жертве приходит SMS с кодом сброса пароля с официального номера оператора, который очень нужен мошенникам. Если человек сделает это, злоумышленники получат доступ к его номеру и онлайн-банкингу.

Fingramota.kz рекомендует; при поступлении телефонных звонков от подставных "работников финансовых институтов", "телеком-операторов" необходимо прервать разговор и самостоятельно перепроверить всю информацию, позвонив в эту организацию. Звонить нужно по номерам, указанным на официальном интернет-ресурсе или в официальном аккаунте данной организации в соцсетях.

Читайте также
В Казахстане активизировались мошенники, пользующиеся доверчивостью начинающих предпринимателей

Если ваши конфиденциальные данные уже разглашены, необходимо заблокировать ваши счета, сменить пароли в финансовых мобильных приложениях и обратиться правоохранительные органы.

Еще несколько полезных советов от Fingramota.kz, чтобы не стать жертвой вишинг-мошенников:

  • Лучше сразу прервать разговор. Сотрудник банка никогда не позвонит первым, чтобы запросить персональные данные, в том числе полный номер карточки; срок ее действия; CVC/CVV; логин и пароль к интернет-банкингу; кодовое слово, код из SMS или PUSH-уведомления. Эти данные банк может запросить только в том случае, если вы сами позвонили туда, чтобы решить какой-то вопрос. Например, разблокировать карту при поездке за рубеж, уточнить, где можно забрать перевыпущенную карту и т.п. Если же вам звонят и, представляясь сотрудником банка, запрашивают такую информацию, даже, если ее необходимо продиктовать автоответчику, то можно не сомневаться – это мошенники.
  • Представители телеком-компаний не звонят с обычных номеров и никогда не просят диктовать SMS-коды или реквизиты карточки. Все важные вопросы решаются обычно в отделениях.
  • Не поддавайтесь панике, если вас попытаются напугать телефонные мошенники. На паническое заявление о том, что с вашей картой серьезная проблема лучший ответ: "Сейчас позвоню или схожу в банк, чтобы проверить это лично!". Это очень распространенная уловка – напугать владельца карточки.
  • Если с вашей картой действительно какие-то проблемы, то банк может сам ее заблокировать и, скорее всего, пришлет об этом уведомление по оговоренному в договоре каналу.

Источник: fingramota.kz

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Оставьте комментарий

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Терроризм в странах СНГ: как менялась угроза после распада СССР
От войн и «больших» захватов заложников к точечным атакам и транснациональным сетям
Серик Буркитбаев: Вода - это суверенитет
Почему идея поворота сибирских рек опасна для Казахстана и какой водный сценарий эксперт считает стратегически верным
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
«КазМунайГаз»: Jet A-1 используется в странах с суровым климатом
В начале декабря «КазМунайГаз» заявил, что аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
«КазМунайГаз»: Jet A-1 используется в странах с суровым климатом
В начале декабря «КазМунайГаз» заявил, что аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером