Если ты «не в приоритете» у своего государства...

6569 просмотров
0
Гульнар ТАНКАЕВА
Воскресенье, 26 Фев 2017, 17:00

Как отдельно взятому казахстанскому дизайнеру «пробить» павильон родной страны на международной выставке в Милане

В субботу, 25 февраля, в Милане открылась ярмарка моды White – «Белое».

Одним из сюрпризов крупнейшего модного форума (20 000 посетителей) станет павильон New Talents from Kazakhstan. Пять наших брендов – Fariza Sultan, GK (Gulnara Kassym), Nailya, Zibroo Design и Aika Alemi представят на суд зрителей свои новые коллекции.

О том, как отдельно взятому казахстанскому дизайнеру «пробить» страновой павильон без государственной поддержки этой самой страны; как пиарить государство, которое честно признается, что ты у него «не в приоритете»;  как рынок ставит на место всех, даже «высокопоставленных деток»; и, конечно, о моде – застрельщик всего этого предприятия, дизайнер и куратор моды Аяжан ЖАКСЫБАЙ.

80% вещей ее бренда Aika Alemi (на снимке ниже - модели из новой коллекции) продается за рубежом, в дизайнерских магазинах — Jenko в Гонконге, Viola в Лондоне, Look в Цюрихе и пр.  

Читайте также
Бахытжан Канапьянов: Это мой путь...

Когда из страны уезжает талант, страна теряет возможность заработать

- С этого, собственно, все и началось: с моих собственных продаж. Практически на каждом мероприятии в Алматы или Астане ко мне подходили дизайнеры и спрашивали: как ты это сделала? Я честно рассказывала. На следующий день была другая тусовка – и мне снова задавали этот вопрос. Словом, однажды я задумалась об обучающем курсе: как сделать коллекцию, а потом ее «продвинуть» и продать. За полтора года у меня обучились около ста человек, и в какой-то момент возникла идея начать обучение дизайнеров не в теории, а в реальном режиме. Это абсолютно совпало с моей давней задумкой сделать бренд-инкубатор...

- Вот этот термин надо объяснить.

- Во многих странах есть государственные инкубаторы, которые занимаются поддержкой отечественных дизайнеров и развитием легкой промышленности. Что здесь следствие, что причина, что цель – выбирай сама, но это очень успешные проекты в большинстве стран.

Возьмем пример Бельгии, потому что их ситуация в моде в чем-то похожа на нашу: у них очень хорошая фешн-школа, но их дизайнеры всегда уезжали в Париж или Лондон, не видя перспектив в провинциальной, с точки зрения моды, стране. Вместе с их мозгами и талантами Бельгия теряла возможность заработать - и государство решило: ну нет, мы будем своих оставлять.

Так появился модный инкубатор, куда каждый год по конкурсу выбирают пять дизайнеров. Государство им полностью оплачивает услуги коуча (тренера), услуги пиар-агентства, а потом и шоу-рум. И вот какая статистика на сегодняшний день: государство вкладывает в дизайнера 4-5 сезонов, может быть, больше, и уже через 4 сезона (это всего лишь два года) он начинает показывать оборот от 700 000 до миллиона евро в год. Это немалые деньги. Нашим дизайнерам такие обороты и не снились...

Новая коллекция бренда Nailya, представленная в павильоне New Talents from Kazakhstan.

Читайте также
Кто хочет сделать Алматы культурной провинцией?

Нам и не снилась государственная поддержка

- Но нашим дизайнерам не снилась и такая государственная поддержка.

- Да! Я с этой идеей ходила по разным министерствам и ведомствам: в Национальное агентство по экспорту и инвестициям «Казнексинвест», в институт развития индустрии Kazakhstan Industry Development Institute и т.д. и т.п. Я говорила: ребята, почему у нас экспорт «проседает»? Потому что у нас нет продукта. Сначала надо создать продукт – тот самый бренд, а потом его продвинуть и продать.

Потому что попытка «продать», то есть участие в выставках - это последний шаг, и наше государство его нет-нет, да и финансирует, но без толку, поскольку продукт, в большинстве случаев, неконкурентноспособный. 

Так давайте сделаем конкурентный продукт, то есть профинансируем процесс с самого начала... 

Новая коллекция бренда Fariza Sultan, представленная в павильоне New Talents from Kazakhstan.

- И что тебе отвечали?

- Отвечали, что, может, с удовольствием бы и помогли создать такой инкубатор, но «у нас легкая промышленность не в приоритете».

- А что у нас в приоритете?

- Тяжелое машиностроение! Хотя, на мой взгляд, в этой отрасли нам пока вообще по меньшей мере странно на что-то претендовать. А вот через дизайнеров, каким бы странным не казался чиновникам этот бизнес, как раз можно было бы «выстрелить». Потому что всегда есть спрос на что-то оригинальное и новое – то, что еще не открыто. А это как раз мы. Нас еще не открыли как модную территорию. За последние годы заявили о себе на модном рынке, если говорить о странах бывшего СССР, украинцы, россияне, грузины... Сейчас подошла наша очередь.

Новая коллекция бренда Zibroo Design, представленная в павильоне New Talents from Kazakhstan.

- И ты уверена, что мы ее не пропустим?

- Уверена, потому что, с поддержкой государства или без нее, но это уже происходит. Пример – та же самая выставка White, в которой будут участвовать пять наших дизайнеров. Первый большой плюс, что нас вообще приняли. Второй – что мы будем представлять страну, а не каждый себя, это будет целый казахстанский павильон, то есть специальная, нам отведенная, зона. И третий - нам дали очень хорошую цену, намного ниже, чем если бы кто-то из наших дизайнеров пришел бы отдельно и «с улицы». 

Новая коллекция бренда GK, представленная в павильоне New Talents from Kazakhstan.

- И вы эту цену заплатили сами.

- Конечно. Все дизайнеры и я в том числе. Потому что, поскольку затея с государственным инкубатором не удалась, а спрос был и есть, я пригласила тренера из Бельгии, Филиппа ПУРХАШИМИ (француза с иранскими корнями), и сделала свой собственный модный инкубатор. Схема та же: отсматриваем бренды, проводим собеседования, отбираем лучших, в течение полугода с ними работаем, «приподнимая» их коллекции, и подаем заявки на участие в зарубежных выставках. Разница лишь в том, что дизайнеры за все про все платят сами.

Читайте также
Об искусственном фасаде благополучия страны

Можно «продавить» бренд в Казахстане, но «порвать» Париж не получится

- Приносят тебе пачку денег и говорят «хочу порвать Париж»?

- Такие тоже приходят. «Я дочь такого-то» или «я с деньгами», и начинается: «я хочу...». Но в нашем случае это не прокатывает. Если у бренда очень низкий уровень, если то, что он предлагает, уже есть 100 раз и никому неинтересно, и, наконец, если мы видим, что для человека это не более чем игрушка - находим повод отказать. Под разными предлогами.

- Идешь против тренда? В стране, в которой львиная доля всех «гламурных бизнесов» принадлежит высокопоставленным женам и детям?

- Ты знаешь, если они хотят этим заниматься – пусть занимаются. Но рынок сам все ставит на свои места. Можно, конечно, «продавить» бренд в Казахстане, но мы-то заточены на зарубежье, где только покупатель решает, хочет он тебя купить или нет.

- Этот самый покупатель или байер уже решил, что он хочет покупать тебя, Айнур Турисбек и Salta – называю три казахстанских бренда, которые достаточно стабильно продаются за рубежом. Больной вопрос: что насчет наших байеров?

- Сама же сказала: вопрос больной. Когда я в прошлом году участвовала в Неделе моды в Париже, там был байер из нашего Saks Fifth Avenue, что в Esentai Mall. Меня ей представил один российский дизайнер: «Вот как раз – ваша Айя...», но в ответ был полный «игнор». Уже здесь мне сказали, что они «продают только мировые бренды». То есть когда я стану мировым брендом, тогда меня начнут продавать в Казахстане. Это странно для всего мира, потому что есть множество случаев, когда именно байер помог состояться дизайнеру, открыл новое имя.

Но для нашей страны в этом ничего странного нет, потому что ты лучше меня знаешь: что у нас в дефиците, так это помощь, поддержка, наконец, единство. Почему я пытаюсь объединить дизайнеров? Потому что это закон природы: только вместе мы – сила. Если бы мы были вместе, мы бы все от этого выиграли, и нас бы, наверное, уважало то же государство. А так они смотрят: валяйте, барахтайтесь, покажите свой результат. То  есть нам нужно им доказывать. Ну хорошо, будем доказывать. Причем – еще один парадокс казахстанской жизни, о котором уже даже скучно говорить: доказывать что-то нашей публике проще за рубежом...

Читайте также
У дома Chanel появилась казахская наследница

- Но ты-то все и всем давно уже про себя саму доказала. И здесь, и за рубежом.

- А теперь, прости за пафос, хочу доказать про страну. Потому что верю в казахстанскую моду. Быть может, если бы мы жили в XX веке, я бы не так верила. Но мы живем в XXI – и это тот самый век, в котором  Ричард ФЛОРИДА своей работой про креативный класс произвел эффект разорвавшегося снаряда – потому что все, что там написано, это реальность. В конце 80-х весь мир перешел к креативной парадигме. Фильм может принести миллионы, книга может принести миллионы, видео-арт продаться в пять минут за 20 000 долларов. И такая же история с нами – почему пиджак Balmain стоит 10 000 евро?  Потому что там креатив. Это не ручками сделанная история, это история, сделанная головой.

- Скажи мне, что у нас тоже есть такие истории.

- Есть. Просто они еще не рассказаны...

Фото предоставлено Аяжан Жаксыбай.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
Серик Буркитбаев: «Беласагун - столица Империи великого каганата тюрков: попытка междисциплинарного анализа»
Дискуссии в LIONS
ЦУР Алматы – победим бедность, болезни и станем равными
150 инициатив НПО по 26 задачам ЦУР на сумму 9,36 млрд тенге – каков результат?
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Серик Буркитбаев: «Беласагун - столица Империи великого каганата тюрков: попытка междисциплинарного анализа»
Дискуссии в LIONS
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента