
Чем может обернуться сделка на 4 млрд долларов для Казахстана
Казахстан подписал крупнейший контракт в истории своей железнодорожной отрасли. За 4,2 млрд долларов американская компания Wabtec поставит 300 локомотивов. Новость мгновенно попала в топ-заголовки мировых медиа – от информационных агентств до специализированных железнодорожных изданий.
Зачем это Казахстану
Почему американцы?
Wabtec один из ведущих мировых поставщиков систем, цифровых решений, услуг и оборудования для железнодорожной отрасли. Работает в более чем 50 странах, имея производственные мощности и сервисные центры в Северной и Южной Америке, Европе, Азии и Австралии. Одно из ключевых направлений - производство новых и модернизированных локомотивов, включая популярную в мире Evolution Series, которую закупает Казахстан. Но главным фактором при выборе американцев стал тот факт, что локомотивный сборочный завод в Астане на 100% принадлежит Wabtec. И локализация производства составляет около 50%. А это налоги и рабочие места для казахстанцев.
Все о финансах
Контракт был подписан во время рабочей поездки Касым-Жомарта Токаева в США. В свою очередь нацкомпания «Казахстан Темир Жолы» подписала соглашение с Citibank о предоставлении кредитной линии. Содействие в финансировании оказывает Экспортно-импортный банк США (EXIM Bank), который предоставляет гарантии и льготные условия кредитования для американских экспортёров. То есть сделка гарантируется правительством США. Детали особо не разглашаются, но понятно, что кредит, даже под льготные проценты, повысит долговую нагрузку КТЖ. По данным на июль 2025 долг нацкомпании по кредитам составлял около 3 трлн. тенге. Согласно озвученной сумме в 4 млрд, один локомотив обойдется Казахстану в 14 млн долларов. При этом, например Бразилия закупала Evolution Series по 3,5 млн. Однако, это стоимость базовой комплектации. Локомотивы для Казахстана будут обеспечены полным обвесом и адаптированы под суровые погодные условия. Кроме того, в стоимость локомотива входят последующее сервисное обслуживание и подготовка казахстанских железнодорожников. И компания заявила, что готова и дальше инвестировать в расширение производства в Казахстане. Также локомотивы Wabtec более экономичны, что позволит КТЖ сократить затраты на топливо, которые является одной из основных статей расходов.
Геополитический контекст
С 2022 года Казахстан активно продвигает Транскаспийский международный транспортный маршрут (Middle Corridor/Средний коридор), который связывает Китай, Центральную Азию, Кавказ и Европу через Каспий и Черное море. «Средний коридор» – это прямая альтернатива российскому «Северному коридору», через который сейчас проходит до 80% казахстанского транзита. Модернизация казахстанской железнодорожной инфраструктуры делает «Средний коридор» более конкурентоспособным, как по срокам доставки грузов, так и по стоимости. Сокращение транзита через Россию и выбор американской компании для столь денежного проекта может вызвать недовольство в политических и бизнес-кругах России.
Китаю в принципе все равно, за чей счет Казахстан повысит транзитный потенциал через Транскаспийский маршрут. Поднебесная активно инвестирует в этот проект, поскольку кровно заинтересована в увеличении и удешевлении поставок своих товаров в Европу.
Многомиллиардный контракт с американской компанией подписан на фоне 25% пошлин США на ряд казахстанских товаров, включая сырье. И в телефонном разговоре с Трампом, предшествующим соглашению с Wabtec, президент Казахстана говорил, что готов к конструктивному диалогу по вопросам торговли. И сделку на 4 млрд долларов, можно расценивать как демонстрацию этой готовности, и соответственно можно ожидать изменений в тарифной политике США. Кроме того, Штаты видят в Центральной Азии важный регион для продвижения своих экономических и политических интересов. И сделка с Wabtec, поддержанная правительством США, вполне может служить сигналом для крупных американских и западных производственных компаний, что Казахстан является надежным и предсказуемым партнером, что может привести к увеличению западных инвестиций в страну.
Железнодорожная гонка
Полная замена устаревших локомотивов на современные однозначно увеличит грузопоток через «Средний коридор» и доходы бюджета. Но важно выиграть в гонке с Турцией и Азербайджаном за статус транзитного моста между Азией и Европой и снизить зависимость от России в части транзита. И для решения этих задач новых локомотивов мало. Все зависит от того, насколько страна сможет развить транспортную инфраструктуры, включая порты на Каспии, обучить кадры и встроить новые маршруты в глобальную логистику.
Фото: КТЖ