Павел Беклемишев: Банк – враг №1 для производителя

5323 просмотров
0
Анна КАЛАШНИКОВА
Среда, 27 Мая 2015, 14:50

Из-за откатов работать с государственными компаниями невозможно

Во вторник, 26 мая, в дискуссионном клубе Ярослава РАЗУМОВА состоялась встреча с директором машиностроительного завода «Белкамит», экспертом в сфере машиностроения, инженером Павлом БЕКЛЕМИШЕВЫМ.

Г-н Беклемишев считает, что отечественное машиностроение в Казахстане имеет большие перспективы, хотя здесь производится всего 10% от необходимой номенклатуры товаров, а все остальное покрывается за счет импорта. Пусть Казахстан и не способен производить все необходимое оборудование и комплектующие для того же нефтегазового сектора, но он убежден, что спрос на простые металлоконструкции местные производители могли бы удовлетворить хотя бы на 90%.

Чтобы добиться успеха, Казахстану, по мнению Беклемишева, нужно сосредоточиться на производстве качественных металлоконструкций под конкретный заказ, делать продукцию, которую он определил как «штучный металлопродукт». По его данным, этот сегмент рынка в Казахстане оценивается в миллиарды долларов, подобная продукция востребована в нефтегазовой и горнодобывающей отраслях Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.

На этом оптимистическая часть выступления и закончилась. Дальше о грустном.

Программу форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) Павел Беклемишев охарактеризовал как очень слабую. Он отметил, что программа ФИИР-2 выглядит чуть получше, но только благодаря исследованиям российской компании Strategy Partners, которые были учтены при написании этого документа:

- Исследование показало, что в нефтегазовом секторе Казахстана трудится 90 тыс. человек, объем дохода очень высокий. В машиностроении трудятся порядка 60 тыс. человек, но на одного работающего там выпускается продукции на 17 тыс. долларов в год – это мизерная цифра. Нормально машиностроение может работать, когда на одного работающего будет выпускаться продукции на 100 тыс. долларов. Но такая задача не ставится и в программе ФИИР-2. При этом большая часть населения Казахстана трудится в сельском хозяйстве, где уровень производительности труда – 300 долларов на одного человека в год, - рассказал предприниматель.

Однако исследование не помогло составителям программы выбрать правильные, с точки зрения Беклемишева, приоритеты. К примеру, ему не нравится, что деньги выделяются на автомобилестроение, которое он считает бесперспективным для Казахстана:

- Чтобы производить автомобили по равной себестоимости с той же «Тойотой», «Мерседесом» или «Фольксвагеном», надо выпускать, по моим оценкам, не менее, чем 200 тыс. штук в год, а лучше миллион. Только тогда себестоимость этого автомобиля будет достаточно низкая. Но все равно влезло (в программу ФИИР-2- А.К.) автомобилестроение, хотя это полная профанация, - отметил Павел Беклемишев.

Приглашенный на заседание клуба общественный деятель Петр СВОИК считает, что первая пятилетка программы ФИИР была неким разрозненным набором объектов, строительство которых пропихивали регионы или министерства «то ли ради дела, то ли ради отката». Программа же второй пятилетки ФИИР - это далекие от реальной жизни рассуждения, считает г-н Своик.

- Там нет даже карты индустриализации – это чистая теория. На мой взгляд, это просто такое место, куда могут прийти те, кто работает по этим направлениям, и если сможет доказать что-то, то получит деньги, - резюмировал Своик.

Почувствовав внимание аудитории, вызванное критикой ФИИР, инженер Беклемишев решил усилить свой рассказ другими картинками из жизни отечественных товаропроизводителей. Он убежден, что дополнительные проблемы в реальном секторе создают банки, задирающие процентные ставки по кредитам. Производственники месяцами не могут получить банковскую гарантию, даже имея на руках контракты с серьезными компаниями.

- Банк – это враг номер один на сегодняшний день. Мне даже обидно за нашего президента, он их пестовал-пестовал, а в результате родились монстры, которые растопыривают пальцы и говорят, что они тут уже не один машиностроительный завод построили. И где эти заводы? – недоумевает инженер.

При этом сам г-н Беклемишев давно отказался от госзаказов и не работает с нацкомпаниями, потому что везде требуются откаты. Впрочем, чтобы смягчить тональность дискуссии, Беклемишев подсластил пилюлю, уверив, что, несмотря на все проблемы, отрасль развивается. В качестве примера он привел Кентауский трансформаторный завод, который успешно вышел на российский рынок. Правда, осталось неясным, машиностроение у нас развивается благодаря или вопреки нынешним условиям.

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Марат Шибутов: «Это далеко не последний террористический акт, направленный по религиозным мотивам против евреев»
Может настать время, когда придётся спасать от беженцев тех, кто ратует за их приём
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером