Почему в Казахстане вырастут цены на бензин

2362 просмотров
0
РАТЕЛЬ
Четверг, 24 Мар 2016, 11:42

Причинами роста станут сокращение доходов от экспорта нефти и девальвация тенге

В условиях сокращения доходов от экспорта нефти и одновременной девальвации тенге цены на бензин в Казахстане непременно будут расти, считает независимый эксперт в нефтегазовой отрасли Олжас БАЙДИЛЬДИНОВ.

«При падении мировых цен, текущие цены поставок для многих оказались убыточными. То есть при сжатии «экспортного» пирога и одновременной девальвации тенге - цены на бензин непременно будут расти. Раньше литр АИ-92 стоил 60-70 центов, сейчас - около 35», - отметил О. Байдильдинов.

При этом он пояснил, что в Казахстане внутренние цены на бензин в большей степени зависят от внешних факторов. Основные из них - мировые цены на нефть, розничные и оптовые цены на горюче-смазочные материалы (ГСМ) в приграничных регионах России, официальные курсы валют (тенге/доллар, тенге/рубль).

Фото: vd-tv.ru.

«Казалось бы, какая связь между Аи-92 на заправке в Астане и цене Brent на торгах в Лондоне? Зависимость есть. Не прямая, но есть. Когда нефтедобывающие компании поставляют нефть на экспорт, они получают/получали хорошие валютные доходы», - отметил эксперт.

По утверждению О. Байдильдинова, внутренние цены всегда были компромиссом между максимально возможной ценой при экспорте и производственной себестоимость добычи в РК.

«То есть раньше условная чистая прибыль при ценах свыше $100 у наших компаний составляла $40-50 с каждого барреля. В виде дохода им оставалось меньше, так как часть доходов направлялась в Национальный фонд и на другое. При этом внутренняя цена могла составлять половину экспортной стоимости, а то и меньше. Но при сверхдоходах экспортеры могли пожертвовать частью своих прибылей, поставляя нефть на внутренний рынок по цене чуть выше себестоимости», - подчеркнул он.

Вторым фактором, влияющим на ценообразование в Казахстане, является стоимость бензина в России. Поскольку 40-50% перерабатываемой нефти в Казахстане поставляется из России, и еще около 30-40% высокооктановых бензинов также импортируется из РФ, уточнил эксперт.

«То есть казахстанские цены всегда были в зависимости от внутрироссийских цен», - констатировал О. Байдильдинов.

Вместе с тем он отметил, что повышение акцизов в России не будет напрямую влиять на цену поставок в Казахстан.

«Это вопросы налогообложения в рамках ЕАЭС, но они будут оказывать косвенное воздействие на рост цен у нас в РК», - пояснил эксперт.

В качестве третьего фактора О. Байдильдинов выделил соотношение официальных курсов валют в парах тенге/доллар и тенге/рубль.

«Точнее, рубль/доллар, так как все мировые валюты торгуются друг к другу через кросс-курсы к доллару США. Тут, как понимаете, ситуация труднопредсказуемая. В какие-то периоды поставки нефти и нефтепродуктов из России могут быть выгодными для российских производителей/экспортеров, в какие-то - нет. Как всем известная ситуация с машинами из России», - обратил внимание он.

«В целом ждать снижения цен на ГСМ в Казахстане не нужно. И в рамках ЕАЭС, и в рамках ВТО наши страны должны перейти на равнодоходные цены, то есть цены, обеспечивающиеся равную доходность экспортных поставок и внутреннего рынка, за вычетом налогом и транспортировки. То есть цены в любом случае будут расти», - заключил эксперт.

Источник: КазТАГ.

Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Теперь Минфин знает, кто чем торгует и сколько зарабатывает
Казахстан завершает цифровизацию госфинансов
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента