
Выговор, конечно, не приговор, но кресла уже закачались
«Доколе...», - возможно подумал Олжас Бектенов прежде, чем раздать выговоры. Если премьер подумал жестче, то ему и это простительно. Действительно, сколько можно. Президент уже шестой год прочит Казахстану блестящее логистическо-транзитное будущее, а до него об этом будущем лет 20 говорил и первый президент. Но оно никак до страны не доберется, увязая в очередях на границе и спотыкаясь на неспешных дорожных работах. И здесь удивляет недальновидность министерских.
Тревожный звонок прозвучал еще в мае, когда на Совете Безопасности Касым-Жомарт Токаев указал на проблемы с пропуском грузов на границе, неудовлетворительное состояние многих пропускных пунктов и отставание от графика крупных инфраструктурных транзитных проектов. Министр транспорта Марат Карабаев тогда получил выговор, а через две недели распрощался с должностью. На этот раз история повторяется, только критику озвучил премьер-министр, а выговоры получили председатели Комитетов управления дорог и госдоходов.
После критики президента Бектенов собирал правительство для принятия срочных мер:
«Рассмотрено сокращение сроков реализации ключевых инфраструктурных проектов. Внимание уделено качественной и своевременной реализации договоренностей с соседними странами по модернизации пропускных пунктов, находящихся на казахстанской территории», - сообщили тогда в пресс-службе премьера.
Но, судя по всему, за прошедшие три месяца никто особо не проникся серьезностью момента.
И не исключено, что вскоре последуют санкции, куда более чувствительные, чем выговор. Поскольку проблемы возникают, особенно на границе с Россией. Так в конце июня сразу на трех пропускных пунктах собрались многокилометровые очереди. А на пограничном посту «Жайсан» в Актюбинской области, вообще потребовалась помощь МЧС. Спасателям пришлось оперативно доставлять водителям большегрузов горячее питание, питьевую воду и медпомощь. Причиной тогда назвали введение Россией новых правил пересечения границы, с предварительной регистрацией и демонстрацией QR-кода. Хотя, в отношении казахстанцев, это дело сугубо добровольное (https://kazakhstan.mid.ru/ru/press-centre/news/novye_pravila_bezvizovogo_vezda_v_rossiyskuyu_federatsiyu/). При этом в конце мая, когда на «Жайсане» тоже были пробки, в КГД объяснили, что это связано с ремонтом трассы, однако в «КазАвтоЖоле» с такой постановкой вопроса не согласились. В компании заявили, что организованы объездные пути и ремонтные работы не мешают движению. В общем крайних тогда так и не нашли. Сейчас их назначил Бектенов. И ведь есть за что. В начале августа проблемы возникли на границе с Россией в ЗКО. Из-за ремонтных работ водителям запретили проезд через пропускной пункт «Сырым». А на других пунктах области отсутствует рентген-оборудование для досмотра грузов, и машины приходиться разгружать и снова загружать вручную. А сроки окончания ремонта и модернизации пункта «Тажен», что на границе с Узбекистаном перенесли на сентябрь, хотя планировали завершить еще в мае. Что касается дорог страны, то есть отчет «КазАвтоЖола» за 2023 год. (За 2024 увидим скорее всего только в сентябре). Судя по отчету состояние дорог ухудшается. Так доля дорог республиканского значения в «неудовлетворительном состоянии» составила почти 14%, в 2022 году это было 9%. Доля дорог в «хорошем и удовлетворительном состоянии» должна была дойти до 94%, по факту – 72%.