Приложите карточку, пожалуйста

2169 просмотров
0
Мадина КУАНОВА
Пятница, 15 Апр 2016, 12:59

Почему весь мир переходит на электронную оплату проезда?

В крупных городах Казахстана потихоньку внедряют электронную систему оплаты проезда в общественном транспорте. Все началось с Алматы. С осени 2015 года алматинцы начали оплачивать проезд в автобусах и троллейбусах, прикладывая карточку к валидатору.

С начала 2016 года в общественном транспорте вовсе отменили оплату наличными. Первое время общество сопротивлялось. С акцией протеста выступили и водители, и пассажиры. Первые больше не могут зарабатывать «в тени», вторые не могли привыкнуть к тому, что кондуктора заменил компьютер. Но постепенно негодование стихло.

Пассажирам больше не надо искать мелочь на проезд в карманах и кошельках. Остановки не завалены бумажными билетиками. И в идеале перевозчики теперь должны получать больше средств, на которые будет улучшаться состояние общественного транспорта. Скоро электронная система оплаты проезда появится в автобусах Астаны. А пока мы узнали, как работают такие системы в мировых столицах и какие у них есть очевидные плюсы.

Жители и гости европейских столиц давно оценили комфорт, удобство, а главное -  экономию средств при оплате проезда электронным способом. В ходу как пластиковые карты, так и бумажные билеты. Они продаются в газетных киосках, специальных автоматах, иногда – в салонах автобусов. Бумажные билеты вкладывают в специальные аппараты в автобусах. Аппарат, поставив на билете дату и время поездки, выдает документ обратно пассажиру. Чаще всего у таких билетов срок действия измеряется в минутах.

В Берлине, например, очень развита сеть общественного транспорта. Она состоит из 1703 километров автобусных линий, 190 километров трамвайных путей и 479 километров линий метро и электричек. За счет такой расширенной системы добраться в любую часть города довольно легко и недорого. Вся сеть находится под управлением нескольких компаний. Самой крупной из них является Berliner Verkehrsbetriebe (Берлинская транспортная компания).

Для туристов и жителей Берлина предусмотрены разные способы оплаты проезда. Гостям столицы удобнее пользоваться проездной картой Berlin WelcomeCard. Это электронный билет на неограниченное число поездок в общественном транспорте в течение нескольких дней. Стоит такая карта от 19,5 € до 34,5 € в соответствии со сроком действия.

Берлин поделен на тарифные зоны. Цена билета зависит от того, по каким зонам вы будете передвигаться. Жители и гости Берлина могут купить билет на одну поездку, действующий два часа, билет на сутки, на неделю и на год. Билеты можно купить в специальных аппаратах на остановках и в салоне автобуса.

В Женеве главными видами общественного транспорта являются трамваи, троллейбусы и автобусы. Сетью этих видов транспорта управляет организация Transports Publics Genevois. Стоимость проездных билетов, как и в Германии, определяется зонами. Для перемещения по Женеве на любом из видов транспорта можно купить билет «Вся Женева».  Цена на другие проездные билеты зависит от времени их действия и дистанции. Она начинается от 2 франков за билет, действующий три остановки, и доходит до 100 франков за проездной на месяц. 

В Лондоне электронная система оплаты проезда появилась в 2009 году. До этого здесь использовали бумажные билеты. Самый популярный проездной билет - карта Travelcard. Она используется для оплаты проезда на разных видах лондонского общественного транспорта. У Travelcard разные сроки действия – от одного дня до года.  Для удобства пассажиров она делится на два типа: для проезда в любое время (peak) и для проезда в любое время, кроме часов пик (off-peak). Проездные Off-peak Travelcard сроком на 1 день обычно на 50% дешевле, чем проездные Travelcard на весь день.

В столице Португалии Лиссабоне можно самому планировать маршрут общественного транспорта. Это можно сделать на сайте фирмы-перевозчика Carris, управляющей большей частью наземного транспорта города. В специальном окне надо лишь вписать пункт отправления и назначения в нужное вам время. Экран покажет подходящие маршруты с одновременным указанием цены поездки. К слову о цене, одна поездка на городском автобусе стоит 1,8 €. Оплатить проезд можно бумажным билетом или воспользоваться карточками: Colinas и Viva viagem. Оплата картой по системе заппинг - заправка на карточку не поездок, а денег - стоит 1,25 € за проезд на автобусе. Проезд по карте с предварительной заправкой поездками обойдется немного дороже - 1,40 €. Проездная карта с активностью 24 часа стоит 6 €. Она позволит оплатить поездки на любом виде общественного транспорта Лиссабона в течение всего дня.

В Амстердаме электронные карты оплаты Chikaart действуют с 2010 года. Карты бывают разными: от 1 часа действия до 168 часов. Пассажир загружает на карту столько средств, сколько ему надо. Стоимость проезда зависит от того, с каким сроком действия карту покупаете. Карта, действующая 24 часа, стоит 7,5 €, 48 часов – 12 €, 6 дней, или 144 часа, – 29,5 €. Электронные карты к тому же делятся на персональные и анонимные. Персональную карту надо обязательно регистрировать в офисах транспортной компании. Пользоваться этой картой кроме ее обладателя не сможет больше никто, зато она обеспечивает скидки и тарифные проезды. Анонимной картой может пользоваться каждый член семьи, но она никому не дает возрастных скидок.

В Париже различные виды билетов на все виды общественного транспорта продаются на каждой станции метро, в аэропортах у информационных стоек, в табачных и газетных киосках. Самый популярный разовый билет Ticket t+ стоит 1,80 €, набор из 10 штук — 14,10 €, для детей - 6,85 €. Такой билет у водителя купить нельзя, только в киосках и автоматах. Проездной билет, действующий 24 часа и в различных зонах города, можно купить по цене от 7 до 16,6 €.

В каждой стране система оплаты проезда в общественном транспорте отличается множеством нюансов. Ясно одно, такая система прочно вошла в образ жизни многих развитых стран. Она не просто удобная и доступная, но и помогает контролировать пассажиру свои расходы на проезд. 

журналист
Марафондарыңды… Сендер айдалаға барып жүгіріңдерші. Көше жауып, пробка жасамай.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
От публикации на Ratel.kz до отказа от закупки георгиевских лент ко Дню Победы прошло всего несколько часов
Как научить отечественных чиновников отличать казахстанский патриотизм от российского
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Новый министр энергетики Казахстана заявляет в духе Трампа: Make Qazaqstan Great Again!
Казахстан устами Ерлана Аккенженова фактически заявил о выходе из сделки ОПЕК+
Отношение власти к обществу в Казахстане
Подавление свободы слова и оппозиции уменьшает шансы на успешное долгосрочное развитие страны
AMERICA IS BACK
США переходят от модели глобального одностороннего доминирования и мирового шерифа к знакомой парадигме самодостаточного лидера
Байконур: почему советский космодром построили в Казахстане, а не в России или Украине
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Нескучные документы
Как мы ходили на экскурсию в городской архив
Вторая ГРЭС не получается – будем строить третью
Казахстан, возможно, откажется от российских котлов, если денег не дадут
Казахстанская энергетика: перезимовали… Что дальше
В южных регионах Казахстана уже в первой половине апреля отключили отопление
Сигареты довели до тюрьмы
Суд решил, что за незаконный товар, подлежащий уничтожению, бюджет должен был получить более 200 миллионов тенге
Как в Восточном Казахстане развивают туризм
Пока в областном акимате ищут способы привлечь инвесторов и путешественников, люди на местах разгребают последствия проверок
Как акимат Караганды обошёл законы ради BI Group
Администрация Булекпаева не смогла подавить негатив в свой адрес, половина города ненавидит чиновников
Семью юного защитника дамбы в СКО наказали
За передачу управления квадроциклом ребёнку отец заплатит штраф
Река Коксу прорвала бетонную дамбу на строящейся ГЭС
О непредсказуемом нраве этой реки предупреждали местные жители и экоактивисты
Ассоциация кемпингового туризма: акимат вставляет палки в колеса тем, кто хочет развивать отрасль
Сверху декларируется поддержка, а на местах чинят препоны
Как охранники разворовывали "АрселорМиттал Темиртау"
В 2016 году члены банды вахтёров расстреляли шахтёров в Степногорске
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.