И к чему приведут откровенные ответы Карлыгаш Аубакировой в СМИ
В июле и августе 2024 года Ratel.kz опубликовал небольшое расследование, в котором рассказал о том, как хозяйственный спор между туристической компанией ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” и ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” из-за чуть более 100 млн тенге неожиданным образом оказался в поле зрения не абы кого, а целого председателя Верховного суда Асламбека МЕРГАЛИЕВА.
Главный судья Казахстана настолько проникся жалобой ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан”, что вынес представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда на пересмотр дела. Но гораздо интереснее было наблюдать за тем, как выкручиваются чиновники судебной администрации, отвечая на запросы Ratel.kz. Ведь представление председателя Верховного суда выносится не по всем делам, а в особых случаях, строго прописанных в законодательстве. Для тех, кто пропустил это расследование, советуем непременно почитать. Пригодится, если окажетесь в подобной ситуации.
- Из-за представления председателя Верховного суда железнодорожники выйдут на митинги против судебного произвола
- Железнодорожники продолжают попытки добиться разрешения на митинг против произвола председателя Верховного суда Мергалиева
- День стрелочника: Как Генеральная прокуратура слила Судебную администрацию Верховного суда
- В Верховный суд прилетел чёрный лебедь из Генеральной прокуратуры
- Ради кого председатель Верховного суда Мергалиев подписал представление о пересмотре гражданского дела
- Чего боится председатель Верховного суда Мергалиев
Хотя ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” отозвало своё ходатайство в самый последний момент, когда все уже ждали заседания коллегии, Ratel.kz продолжал внимательно следить за развитием ситуации. И не напрасно: 30 августа 2024 года на сайте газеты “Время” вышла публикация под названием “Постой, паровоз!”, в которой “в редакцию “Времени” с официальным письмом обратилась гендиректор ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” Карлыгаш АУБАКИРОВА”, а 2 сентября 2024 года на сайте orda.kz под гораздо более громким заголовком “Нас принуждали к сотрудничеству”: “ТРАНСТУРС Казахстан” впервые прокомментировала конфликт с частным ж/д перевозчиком” были опубликованы “ответы генерального директора компании Карлыгаш Аубакировой без изменений, об этом попросила сама спикер”.
В редакции Ratel.kz с интересом изучили обе публикации, потому что ещё оставались некоторые вопросы, на которые не были даны чёткие ответы. Именно свежие материалы помогли бы окончательно расставить всё по своим местам. Мы нашли необходимые ответы в публикациях коллег.
Мы приведём только самые интересные цитаты и дадим им анализ. Но сразу оговоримся: редакция Ratel.kz располагает очень важными и интересными документами и материалами, которые обязательно опубликует и которые покажут истинное лицо и намерения руководителя ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” Карлыгаш Аубакировой.
Итак, приступаем к разбору публикаций.
Почему “ТРАНСТУРС Казахстан” сменил партнёра по тендеру
“Начнем с позиции компании “ТРАНСТУРС Казахстан” с момента проведения тендера на перевозки железнодорожным транспортом сотрудников “Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.”. Здесь важно отметить три существенных момента. Первое: наша компания выиграла тендер, предложив самую конкурентную цену. Во-вторых, партнером победителя выступило ТОО “Пассажирская компания “Туран Экспресс”... В-третьих, компания “ЖелДорТранс-Актобе” тоже участвовала в этом тендере, но из-за предложенной ими высокой цены за свои услуги победить не смогла”, - так начинается публикация “Времени”.
Первый вопрос, который возникал у любого здравомыслящего человека, следившего за историей: как ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” вообще было допущено к тендеру, если его основной вид деятельности никак не связан с пассажирскими перевозками по железной дороге? Это обычная турфирма, которая занимается продажей путёвок, туров и билетов. Собственно говоря, ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” могло ставить любую цену, лишь бы выиграть тендер. Потому что далёко от специфики отрасли и его главная цель – одержать победу, а уже потом ломать реальных транспортников на субподряд под ту цену, которая ей выгодна. Даже приложенные документы от ТОО “Пассажирская компания “Туран Экспресс” могли быть лишь формальностью.
Но читаем дальше: “По словам представителей “ТРАНСТУРС Казахстан”, дальнейшее развитие событий показало, что только победить в конкурентной тендерной среде еще недостаточно. Попытки “ТРАНСТУРС Казахстан” и “Туран Экспресс” на протяжении пяти месяцев после окончания тендера согласовать расписание рейсов в АО “НК “КТЖ” и его дочерних организациях оказались безрезультатными по причине создания искусственных барьеров.
- В сложившихся условиях экономического давления “спасением” для победителей тендера стала настоятельная рекомендация сменить партнера, - продолжают представители Карлыгаш Аубакировой. - Как вы уже, наверное, догадались - на “ЖелДорТранс-Актобе”. Да, согласования и разрешения после всего имевшего место быть получены были незамедлительно.
Компания “ТРАНСТУРС Казахстан”, по её собственным заверениям, не считала это обычным совпадением, поэтому неоднократно пыталась улучшить условия навязанных договорных отношений…”.
“Дело в том, что после победы в тендере в 2018 году в партнерстве с опытнейшим перевозчиком – ТОО “Пассажирская компания “Туран Экспресс”, мы столкнулись с искусственными барьерами в согласовании расписания рейсов в КТЖ, и все наши действия в течение пяти месяцев оказывались безрезультатными, что в итоге ставило под угрозу срыв контракта с КПО. Далее нам настоятельно рекомендовали сменить партнера на ЖДТА, и, учитывая все риски, ТТК вынужден был заключить договоры с ЖДТА. Все наши проблемы моментально решились. Таким образом, наше “первое свидание” с ЖДТА было под принуждением, и какого-либо сотрудничества в рамках тендера в 2023 году не планировалось”, - ответила Аубакирова и на вопрос orda.kz.
То есть, по словам Аубакировой, ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” и ТОО “Пассажирская компания “Туран Экспресс” оказались жертвами какого-то сговора со стороны АО “НК “КТЖ” и его дочерних организаций, от которого попахивает коррупцией. Очень серьёзные обвинения в адрес национального перевозчика со стороны исполнителя тендера, который не задумался о таком важном нюансе, как согласование расписания рейсов заблаговременно. Кстати, между датой заключения контракта ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” с КПО и ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” с ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” прошло всего шесть (!) дней, а никак не пять месяцев, потому что возить работников на вахту надо постоянно. При перерыве в пять месяцев КОП просто бы расторгло контракт с “ТРАНСТУРС Казахстан”. Обвинения крайне странно звучат ещё и потому, что ТОО “Пассажирская компания “Туран Экспресс” прекрасно знает все процедуры и обслуживает, к примеру, маршрут “Алматы-2-Казбек-би” на дизельном поезде, а до некоторого времени - поезд 15/16 “Алматы-2-Петропавловск”.
Чтобы убедиться в том, что Аубакирова даёт СМИ недостоверную информацию, достаточно прочесть вот это письмо, которое она отправила “ЖелДорТранс-Актобе” и которым просит принять участие в новом тендере.
Кстати, что мешало опытнейшему перевозчику ТОО “Пассажирская компания “Туран Экспресс” самому принять участие в тендере, не используя в качестве “прокладки” ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан”?
Может быть, отсутствие вагонов, которые бы соответствовали требованиям заказчика? Иначе для чего ТОО “Пассажирская компания “Туран Экспресс” просило бы их в аренду у ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”?
Или же, возможно, проблемы с кредиторами самой компании и её аффлированных лиц?
В судебной базе можно найти ряд решений судов разных уровней, поводом для которых стали сложности ТОО “Пассажирская компания “Туран Экспресс” с кредиторами. Решением Арбитража города Алматы от 26 сентября 2019 года по исковому заявлению ТОО “Кредитное товарищество “Harvest Finance” на движимое и недвижимое имущество ТОО “Пассажирская компания “Туран Экспресс” было обращено взыскание: “На имущество БОТАБЕКОВА Р.Б. и ТЕМИРХАНОВОЙ А.О. в виде 100% доли в уставном капитале ТОО “Туран Экспресс Сервис”;
- на недвижимое имущество Темирхановой А.О. в виде жилого дома общей площадью 403,7 кв.м. с земельным участком общей площадью 0,0810 га залоговой стоимостью 100 млн тенге;
- на имущество ТОО “Пассажирская компания “Туран Экспресс” в виде вагонов в количестве 52 единицы залоговой стоимостью 293 млн тенге.
- на недвижимое имущество ТОО “Пассажирская компания “Туран Экспресс” в виде нежилого здания залоговой стоимостью 216 млн тенге”.
Выиграть дело удалось лишь по одной причине - всё перечисленное заложенное имущество уже находилось в залоге у АО “First Heartland Jusan Bank”. Сумело ли бы ТОО “Пассажирская компания “Туран Экспресс” оказывать услуги в рамках тендера, если бы коллекторы из ТОО “Кредитное товарищество “Harvest Finance” отобрали имущество за долги?
Кстати, Болатбеков и Темирханова ещё в 2018 году числились в списках аффилированных лиц АО "АЛМАТИНСКИЙ ВАГОНОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД".
Там очень интересная история, напоминающая намеренное банкротство предприятия, но в рамках этого тендера она не столь важна.
К слову, согласно аудиторскому отчёту, в 2023 году в АО "АЛМАТИНСКИЙ ВАГОНОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД" работало целых три (!) человека. Зато долгов на предприятии по исполнительным производствам числится почти на 2 млрд тенге.
Кто купил маневровые тепловозы для пассажирских перевозок?
На следующий резонный вопрос orda.kz: “Почему претензии к работе “Желдортранс Актобе” возникли только спустя время? Сначала претензий не было - подписывались акты выполненных работ”, последовал вот такой ответ: “Ответ довольно прост. Претензии отсутствовали, поскольку ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” не было известно о нарушениях условий законодательства и договора. Следует сразу отметить, что между нашими компаниями было два договора, и по одному из них - аренда вагонов - вопросов не возникло, ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” добросовестно выплатило ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” (далее – ЖДТА) все причитающиеся суммы. Спор касается именно нарушения законодательства и условий Договора предоставления услуг и магистральной сети и локомотивной тяги. Простыми словами ЖДТА обязалось по данному Договору перевозить пассажиров-работников компании Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В. (далее – КПО) магистральным локомотивом в пассажирском виде движения, как стало известно ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” лишь в июне 2023 года, перевозка осуществлялась в хозяйственном виде движения. ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” незамедлительно обратился в Главную транспортную прокуратуру, и от МИИР РК (нынешнее Министерство транспорта, далее – Министерство) получено конкретное разъяснение, что в хозяйственном виде движения перевозить пассажиров, которые не занимаются обслуживанием и ремонтом железной дороги (а работники КПО к таковым не относятся) недопустимо. Ну а о маневровых тепловозах, которыми ЖДТА перевозил пассажиров, мы узнали уже в процессе судебного разбирательства. Касательно правового статуса актов выполненных работ сообщаем, что в данном случае законодательство на нашей стороне. Вкратце, составленные ЖДТА акты не содержали информации о том, как на самом деле ЖДТА выполняет Договор, ЖДТА намеренно скрывало, что перевозку пассажиров осуществляет маневровыми тепловозами в хозяйственном виде движения, что не соответствует ни нормам законодательства, ни условиям Договора”.
Ну тут даже комментировать что-то сложно. Компания ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” выигрывает миллиардный пятилетний тендер, находит "субчика" и все пять лет совершенно не интересуется тем, как оказываются услуги заказчику. Это ещё раз доказывает тот факт, что она всего лишь “прокладка”. Аубакирову интересовала только прибыль, а не нюансы перевозок. Вникать она в них стала лишь тогда, когда возникли претензии со стороны ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” за невыплаченные суммы по договору.
К тому же видно, что крыть руководителю “прокладки” особо и нечем, потому на ещё один вопрос orda.kz: “Почему понадобились судебные разбирательства спустя пять лет сотрудничества с компанией?”, Аубакирова даёт краткий и совершенно бессодержательный ответ: “Судебные разбирательства являются инструментом правовой защиты. Как и указано ранее, ТТК стало известно о нарушениях лишь в июне 2023 года, и после выяснения ряда обстоятельств (разъяснения от МИИР и т.д.) появилось основание, но наши исковые требования являются встречными на исковые требования ЖДТА”.
Ну а все эти бесконечные рассуждения по поводу того, какие нужны тепловозы, из уст Аубакировой на сайте orda.kz выглядят ещё более нелепо, если найти этот же вопрос в публикации на сайте “Времени”: “Благодаря нашим усилиям деньги на покупку двух локомотивов в собственность компании Жумагалиева были найдены. Локомотивы оказались маневровыми, пусть и получившими дополнительную модификацию. Поэтому все заверения производителя про “все о’кей” не больше, чем просто заверения. Трагическим подтверждением тому стала гибель многодетной матери. Законы, регламентирующие работу железнодорожного транспорта, строго запрещают использование подобных маневровых тепловозов при пассажирских перевозках, тем более с выездом на магистральную сеть”. То есть ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” было в курсе того, какие тепловозы были заказаны на заводе в России в 2020 году. Более того, усилия по их покупке Аубакирова приписывает именно себе! По сути, компания вообще не интересовалась тем, как ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” исполняет свои обязательства. При этом “ТРАНСТУРС Казахстан” успешно реализовало пятилетний контракт и получило за него деньги от заказчика. Заказчик претензий не имел. Претензии у “ТРАНСТУРС Казахстан” почему-то возникли только к “ЖелДорТранс-Актобе”, с которого оно планировало в общей сложности взыскать через суды почти миллиард тенге. То есть получить необоснованный доход в миллиард!
Кто “намеренно вводит в заблуждение общественное мнение”?
Но особенно обратили внимание на рассуждения Аубакировой о том, что рейдерского захвата не намечалось, так как это был рядовой хозяйственный спор, как она сообщила на сайте “Времени”: “Отстаивание в суде своих прав является законным правом и служит не только восстановлению справедливости, но и послужит повышению безопасности пассажирских перевозок в Казахстане через запрет компании “ЖелДорТранс-Актобе” осуществлять их ненадлежащим железнодорожным транспортом. Попытки “ЖелДорТранс-Актобе” рядовой хозяйственный спор выдать за попытку рейдерского захвата компании являются голословными, надуманными и бездоказательными…
Оба ТОО - абсолютно независимые компании, без каких-либо перспектив и притязаний на совместное ведение проектов и деятельности. Неоднократно представленные в СМИ заявления руководителя “ЖелДорТранс-Актобе” о рейдерском захвате являются полной выдумкой. По нашему мнению, их цель - вызвать общественное возмущение и резонанс, оказать давление на процесс отправления правосудия, намеренно ввести в заблуждение общественное мнение. Скажем, распространение через СМИ подобных заявлений может быть квалифицировано как клевета”, - считают в “ТРАНСТУРС Казахстан”.
Вот и мы с самого начала задавались вопросом: если это рядовой хозяйственный спор, для чего было целому председателю Верховного суда Мергалиеву выносить по нему представление? Кассационная коллегия по гражданским делам Верховного суда под председательством опытного судьи Нурсерика ШАРИПОВА всё детально изучила и вынесла обоснованное и законное решение, поставив точку в рядовом хозяйственном споре. Но нет же, возникла необходимость его пересмотреть. К тому же уже был готов иск на более чем 800 млн тенге к “ЖелДорТранс-Актобе”, которым планировалось взыскать переплату за все оставшиеся годы контракта. Хотя претензий от заказчика не было.
Да и ответ на вопрос orda.kz: “Что вы планируете делать дальше в сложившейся ситуации?” тоже нельзя оставить без внимания: “ТТК намерен защищать свои права и законные интересы правовыми методами. При этом ТТК не приемлет использование “грязных” методов защиты с очернением оппонента, распространением ложной информации, бездоказательных домыслов, и, поскольку речь в данном случае идёт о споре между двумя хозяйствующими субъектами, то полагаем - разрешение такого спора должно происходить исключительно в установленном законодательством порядке”.
Всё бы ничего, но, как мы писали в начале этого материала, редакция Ratel.kz располагает очень важными документами, которые работают не в пользу Аубакировой. Будет любопытно посмотреть на её реакцию после их публикации. Согласие на это наш портал уже получил.
Кстати, главный специалист по тепловозной тяге – блогер Михаил КОЗАЧКОВ, тоже отметился по этому вопросу. Всё строго по расписанию. Вернее, по гудку тепловоза. К тому же блогер выдал сенсационную информацию по расследуемому уголовному делу: “По делу назначили ряд экспертиз, чтобы специалисты точно ответили, можно ли на маневровом локомотиве перевозить вагоны по магистральным путям.
И тут началось самое интересное.
Кто-то из экспертов уверенно ответил - да, можно, по крайней мере, не запрещено.
Другие, наоборот, указали, что маневровый локомотив используется исключительно для хозяйственных нужд - обслуживания станций, выезда для ремонта путей и так далее. И на основании заключений в правоохранительных органах пришли к выводу, что здесь идет речь не только о нарушении правил безопасности движения на железнодорожном транспорте (статья 344 Уголовного кодекса). Следователи сочли, что есть признаки преступления, предусмотренного статьей 306 Уголовного кодекса - “Выполнение работ, не отвечающее требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека”.
Правда, одну странность главный специалист по тепловозной тяге почему-то не заметил: транспортная прокуратура по делу отстранила от проведения судебно-экспертного исследования железнодорожного транспорта эксперта Актюбинского межрегионального центра судебных экспертиз Дауренбека ДАРКУЛОВА, а вместо него привлекла специалистов ТОО “ProfTechExpert” Максута САЛКАНОВА и Рустема ЗАЛИЕВА для проведения осмотра и дачи заключения о соответствии маневрового тепловоза ТЭМ2Н-УГМК №0014 требованиям безопасности. Любопытно, у специалистов Салканова и Залиева нет экспертной специализации по шифру 22.1 - судебно-экспертное исследование железнодорожного транспорта, тогда как у эксперта Даркулова она как раз была. Однако следователя и ПРОКУРОРОВ это ничуть не смутило. Аналогичная ситуация и с экспертом Николаем КОЛЕСНИКОВЫМ, назначенную экспертизу к которому отменил заместитель главного транспортного прокурора ИСАЕВ, а следователи поручили сделать заключение специалисту Константину ГЕЛЕРТУ, по странному стечению обстоятельств тоже не имеющему экспертной специальности по судебно-экспертному исследованию железнодорожного транспорта.
Впрочем, это не единственная важная деталь, которую упустил блогер. В следующей публикации Ratel.kz обязательно проанализирует имеющиеся документы по досудебному расследованию в рамках уголовного дела о гибели многодетной матери. Поверьте, там есть кое-что очень интересное. Ждите продолжения.
Фотоколлаж: kursiv.media.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!