Авиакатастрофа Fokker-100 Bek Air: пытки вместо следствия?

6852 просмотров
0
Анна КАЛАШНИКОВА
Понедельник, 15 Сен 2025, 13:34

В Казахстане продолжается громкий судебный процесс

Вдова второго пилота требует возбудить дело против следователя МВД. Администрация Президента и Генпрокуратура уже получили заявление.

Напомним, 28 августа в Турксибском районном суде Алматы состоялись очередные слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100 авиакомпании Bek Air. На заседании были обнародованы видеозаписи допросов второго пилота Миржана Мулдакулова. Он выжил после трагедии, но умер спустя месяц — от легочной эмболии, возможно, так и не получив должного лечения.

Кадры вызвали протест со стороны адвокатов: прикованный к больничной койке пилот, измученный операциями и обезболивающими, отвечает на вопросы следователей. Защита потребовала прервать показ, назвав происходящее «жестоким и бесчеловечным». Даже сам просмотр, по их словам, противоречит судебной этике.

Еще в 2020 году редакция писала о многочасовых допросах второго пилота. В декабре 2019-го и январе 2020-го он перенес несколько сложных операций, принимал сильнейшие обезболивающие и находился на аппаратуре жизнеобеспечения. Тем не менее следователи МВД устроили ему три «беседы». И все это — без адвоката, несмотря на статус свидетеля с правом на защиту.

Медицинские документы, представленные в суде, указывают: в тот период Мулдакулов страдал от сильных болей, депрессии и посттравматического стресса. Врачи требовали прекратить допросы. Но их давление игнорировалось. Более того, на персонал 4-й горбольницы Алматы оказывалось давление и звучали угрозы уголовного преследования.

Адвокат Кендирбаев утверждает: действия следствия нарушали Конституцию РК и Уголовно-процессуальный кодекс, а также международные обязательства Казахстана — включая Конвенцию ООН против пыток и «Стамбульский протокол».

После демонстрации видеозаписей вдова второго пилота Зауреш Мулдакулова обратилась в Администрацию Президента и Генеральную прокуратуру (копии направлены и правозащитным организациям).

В заявлении она требует:

Возбудить дело по ст. 146 УК РК («Жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, пытки») в отношении следователя транспортной полиции МВД А. Сейтжапарова. Истребовать и приобщить к делу все медицинские документы, экспертные заключения и видеозаписи допросов. Провести комиссионную судебно-медицинскую экспертизу, чтобы установить связь между допросами и смертью Миржана Мулдакулова.

Генпрокуратура уже перенаправила заявление в Главную транспортную прокуратуру и Авиационную региональную транспортную прокуратуру Алматы. Однако дело пока не зарегистрировано в ЕРДР.

Стоит отметить, что бывший прокурор и судья Сергей Державец, представляющий интересы пострадавших, ранее заявлял о серьезных нарушениях процессуальных норм. По его словам, следствие незаконно получало доступ к частной переписке и телефонным разговорам.

Катастрофа самолета Fokker-100 авиакомпании Bek Air произошла 27 декабря 2019 года. При взлете борт потерял управление, выкатился за пределы ВПП алматинского аэропорта и врезался в жилой дом. Погибли 12 человек, включая командира экипажа Марата Муратбаева.

Редакция будет следить за процессом и продолжит рассказывать о том, как расследуется эта трагедия.

Фото: официальный сайт Bek Air

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Петр Своик: «Мы не опаздываем, но пора действовать»
Эксперт о реформе Токаева, ошибках прошлого и о строительстве новой политической системы
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Теперь Минфин знает, кто чем торгует и сколько зарабатывает
Казахстан завершает цифровизацию госфинансов
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента