Как страховая компания "Евразия" разбирается с виновниками ДТП

39317 просмотров
0
Анна КАЛАШНИКОВА
Четверг, 16 Фев 2023, 09:00

Страховщики штампуют регрессные иски в промышленных масштабах

Заметка "Коэффициент "склочности" казахстанских страховых компаний", в которой я рассказала о том, как год судилась со страховой компанией (СК) "Евразия", чтобы получить адекватную компенсацию после дорожно-транспортного происшествия (ДТП), открыла целые пласты информации о другой стороне деятельности страховщиков, о которой не сообщается в рекламных буклетах.

Читайте также
Коэффициент "склочности" казахстанских страховых компаний

Сначала в редакцию позвонил Олег МАЛЬЦЕВ, основатель компании "Кузовная мастерская "Формула цвета" из Усть-Каменогорска.

Это СТО занимается восстановлением автомобилей после ДТП, получая в качестве оплаты страховое возмещение по полису обязательного страхования гражданско-правовой ответственности. 

По словам Мальцева, начиная с 2016 года фирме приходится все чаще и чаще судиться со страховыми компаниями, иногда вдвое занижающими страховые выплат, отстаивать права автовладельцев в суде. Чаще всего приходится судиться со страховой компанией "Евразия".

Сразу после выхода интервью с Олегом Мальцевым с нами связался юрист, учредитель ТОО "Бюро по урегулированию проблем после ДТП" Сергей СТАВИЦКИЙ, который уже более 10 лет подобными вопросами, в том числе и спорами со страховыми компаниями.

Он рассказал о том, как страховые компании решают вопросы с регрессными требованиями.

- Возникла очень серьезная проблема – это незаконные регрессные требования к своим же страхователям, застрахованным, - говорит Сергей Ставицкий. - Когда происходит дорожно-транспортное происшествие, страховая компания оплачивает пострадавшей стороне страховую выплату и через некоторое время - от полугода до двух лет - обращается в суд с регрессным иском к виновнику ДТП. Есть пять оснований, по которым страховые компании совершенно справедливо выставляют регресс: первое - умышленные действия страхователя, второе – алкогольное или наркотическое опьянение виновника ДТП, третье - неисправное транспортное средство, четвертое - отсутствие водительского удостоверения и пятое – если виновник скрылся с места происшествия.

Читайте также
Как страховые компании зарабатывают на занижении страховых выплат

- В чем тогда подвох? Почему вы считаете регрессные требования незаконными?

- Действительно, когда доказано любое из этих пяти оснований для регрессного иска, никаких возражений быть не может. На мой взгляд, страховые компании нашли для себя незаконный способ легкого взыскания денег с виновника ДТП: они начали выставлять регрессные иски пачками и по шаблонному варианту, например, за неисправное техническое состояние автомобиля. Отмечу, что это сложный момент для страховщика - неисправное техническое состояние автомобиля должно быть доказано на стадии следствия либо в суде, необходимо установить, что автомобиль находился в неисправном состоянии и водитель, зная об этом, тем не менее продолжил эксплуатацию транспортного средства. Второй момент – отъезд с места происшествия. Например, автомобили "шоркнулись" друг об друга, но в момент удара не остановились, а проехали какое-то расстояние. В протоколе указывается, что после удара автомобиль виновника проехал такое-то расстояние, но страховщики трактуют так: виновник уехал с места ДТП. И хотя в исках от страховых компаний отсутствуют доказательства данных обстоятельств, суды, не разбираясь в обстоятельствах дела, удовлетворяют исковые требования страховщиков, указывающих на данные обстоятельства. Одним из таких примеров является дело, рассмотренное Кентауским городским судом Туркестанской области, где судом не были изучены все обстоятельства происшествия и было вынесено необоснованное решение об удовлетворении исковых требований страховой компании. По счастью, ответчик успел обратиться в мою юридическую компанию, и в последующем в апелляционной инстанции было вынесено решение отказать в удовлетворении иска страховой компании "Евразия".

Читайте также
Nomad Insurance обнародовал сведения о спорах с клиентами

Только за последний месяц нами опротестованы три регрессных иска. Все три иска были от страховой компании "СК "Евразия". По моим данным, уже складывается судебная практика: восемь регрессных требований признаны незаконными. Виновникам ДТП пытались вменить умышленные действия, оставление места происшествия и ответственность за технически неисправное транспортное средство. В одном случае из-за поломки шаровой опоры произошло опрокидывание машины, что привело к гибели двух человек. Страховая компания выплатила пострадавшим восемь миллионов и выставила регрессный иск к виновнику ДТП. Но не было установлено, что водитель транспортного средства знал или мог знать о данной неисправности. Мы оспорили этот иск по совершенно очевидным основаниям. Кстати, в регрессный иск страховщики включают еще и услуги наемных юристов.

- Зачем они так делают?

- В нашей практике мы сталкивались с выставленными регрессными требованиями, где к требованию о возврате страховой выплаты дополнительно выставлялись требования по оплате услуг представителя в размере 300 – 400 тысяч тенге. Законодательством это не запрещено, но дополнительная финансовая нагрузка ложится на клиентов страховой компании. По сути, каждый рядовой юрист страховой компании может справиться с реализацией регрессного требования. Надо отметить, что страховщики очень хорошо устроились. Значительная часть водителей не имеет даже самых простых представлений о юридической казуистике и действительно верят, что должны вернуть эти суммы, хотя страховщикам надо еще доказать обоснованность регрессных требований. К тому же, страховщики подают регрессные иски минимум через полгода-год после ДТП, когда человек уже и не вспомнит всех деталей.

Читайте также
Как российские бизнесмены выкачивают деньги из бюджета Казахстана и карманов его граждан

Чтобы оспорить этот иск необходимо собрать доказательную базу и подготовить обоснованное возражение, а это не всегда просто.

Я заметил, что даже несмотря на то, что они проигрывают определенные иски, они все равно выставляют регрессные требования на тех же основаниях.

- Как много исков им удается выиграть?

- В бесспорных случаях, по двум из пяти оснований, которые я перечислил ранее, оспорить иск невозможно. Например, ваш случай, который вы описали в своем материале: виновник ДТП управлял транспортным средством с просроченным водительским удостоверением, регрессный иск к нему имеет абсолютно законные основания. К тому же, этому человеку присудили штраф за правонарушение, поэтому нет никаких шансов его оспорить. Но есть масса других случаев, в которых можно оспаривать регрессные иски. Например, водитель припарковал автомобиль на склоне, покинул салон машины, а та покатилась и снесла три других авто. Ущерб оценили в сумму 3,3 млн тенге, при этом сотрудники полиции, в отличие от страховщиков, не усмотрели злого умысла в действиях водителя машины, нанесшей ущерб другим автомобилям. И поскольку владелец транспортного средства был привлечен только за ДТП, доказать умышленные действия с его стороны страховщикам не удалось. Мы выиграли это дело в апелляционной инстанции, причем бесплатно.

- То есть - есть на то основания или нет, регрессный иск прилетит все равно?

Читайте также
Как военный самолёт минобороны “закосил” под гражданский борт

- Допустим, виновник ДТП, чтобы не создавать пробку, отъезжает с места ДТП, не имея при этом умысла покидать место ДТП. Тем не менее страховщики видят в этом основания для регрессного требования, указывая на то, что водитель скрылся с места ДТП.

- Как можно обезопасить себя от незаконного регрессного иска, что нужно делать водителю, допустившему ДТП?

- Надо быть внимательным при оформлении документов сотрудниками дорожной полиции и сохранить для себя копии документов по ДТП. Если у вас есть сомнения в правильности их оформления, то лучшее, что я могу посоветовать - обратиться к специалистам. Сейчас очень много специализированных частных структур.

Ну, и, конечно, даже если речь идет об обоснованном регрессном иске, компания не должна включать сверху суммы фактического возмещения ущерба еще и 300-400 тысяч за услуги юристов. Люди покупают страховку – юридические издержки уже включены в оплату страхового полиса, все дополнительные выплаты надо оспаривать.

- У вас есть статистика по регрессным искам?

- За 2021 и 2022 годы мы только в Туркестанской области и в городе Шымкенте обнаружили 136 исков от страховой компании "Евразия". Девяносто процентов из них были рассмотрены в упрощенном порядке и вынесены решения об удовлетворении исковых требований. Я не видел исковых заявлений, но могу предположить, что истец прямо просит суд рассмотреть дело в упрощенном порядке, без участия сторон, так как, по их мнению, повода для спора нет и нет необходимости обсуждать основания регресса и его размера. И судами такие иски удовлетворяются.

Читайте также
Каждый житель Казахстана переплачивает за электроэнергию от 50 000 тенге в год

- Зачем это делается?

- Как я уже говорил, это целая технология. Во-первых, расчет на низкий уровень юридической грамотности. Во-вторых, есть проблема с коммуникацией – не всегда человек вовремя узнает, что такое решение вынесено. Чаще всего это происходит после того, как выясняется, что у него арестованы счета. Поскольку наше население сильно закредитовано, аресты на счета могут наложить и по другим основаниям, люди могут жить с этим годами и на очередную санкцию могут просто не обратить внимания. Уходит время, а спустя долгое время люди попросту не знают, что могут отстоять свои права и позицию, поскольку суд рассмотрел дело и решение вынесено.

- Страховщики отправляют досудебные претензии к виновникам ДТП?

- Не во всех кейсах, с которыми мы работали, ответчикам пришли досудебные претензии. Поэтому с уверенностью могу сказать, что не всегда ответчики получают досудебные претензии. Могу предположить, что и в других случаях их не было.

- Вы сказали, что далеко не все успевают оспорить иски по причине низкой юридической грамотности и слабой информированности. То есть речь идет о социально уязвимых людях. Если я правильно понимаю, вероятность взыскать деньги по выигранному регрессному иску не очень высока. Какая от этого выгода для страховой компании?

- Мое предположение: наличие регрессных требований отражается в отчете дебиторской задолженности как будущий доход, и соответственно финансовое положение страховой компании выглядит вполне прилично.Вместе с тем, это попытка снизить убыточность за счет возврата страховых выплат.

Что касается расходов на привлеченных юристов, то это тоже можно отнести к снижению административного расхода по содержанию штата страховой компании.

- Кто из казахстанских страховщиков добился решений в упрощенному порядке по 121 иску по возврату выплаченных сумм в южных регионах, о которых вы говорили?

- Страховая компания "Евразия".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Исторические претензии и внешнее воздействие – главные препятствия в интеграции стран Центральной Азии
Максим Крамаренко: Говорить о реальном политико-экономическом единстве региона пока рано
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Микробизнес под микроскопом – государство изучает, но не помогает
Казахстанские ИПшники выживают вопреки системе, придуманной вроде как для них
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Почему выпускники вузов выбирают работу курьера доставки
По госпрограммам казахстанская молодежь получает 90 тысяч тенге
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента