Рекламные деньги уходят из Казахстана

1073 просмотров
0
Понедельник, 13 Июл 2015, 15:35

Forbes.kz уже рассказывал читателям о том, что в 2014-2015 в Казахстан хлынул поток менеджеров из России и Украины. Как оказалось, одной их самых любимых сфер деятельности экспатов в РК является рынок рекламы. Об этом подробно рассказывает исполнительный секретарь Национальной медиа-ассоциации Лев Звонарёв.

«Белые» и «серые»

F: Лев, из каких стран вы отмечаете наплыв иностранцев, работающих в сфере рекламы и PR в Казахстане?

- Рост казахстанской экономики, стабильность и либеральность национального законодательства, вкупе с высоким уровнем подушевого дохода населения, сделали Казахстан привлекательным местом работы для иностранных специалистов из стран бывшего СССР, среди которых можно отметить выходцев из стран Балтии, Киргизии, Узбекистана, России и с Украины. Не последнюю роль в увеличении количества иностранцев на рынке рекламы сыграл спад экономической активности на их родине, что стало прямым следствием политических событий последних нескольких лет, негативно влияющих не только на отрасль рекламы и PR, но и на экономику страны в целом.

Иностранных специалистов я бы разделил на две группы. Первые – те, кто ищут работу в нашей стране в качестве наемного специалиста и могут работать как на стороне клиента, так и на стороне агентства. И вторая немалая часть – те, кто работают в Казахстане как предприниматели.

F: Сколько, по вашим оценкам, иностранцев работает в Казахстане в сфере рекламы?

- Дать точные цифры невозможно. Их огромное количество - в банковской отрасли, IT и телекоммуникациях, ретейле, фармацевтике, FMCG, строительстве, инвестициях и финансах. Не всегда компании стремятся афишировать таких сотрудников, поскольку наемных иностранных специалистов можно разделить по признаку «белой» или «серой» кассы.  Если с легально работающими иностранцами в Казахстане всё достаточно просто, то с подсчетом неофициальных фрилансеров или залетных специалистов из-за рубежа возникают трудности.

Во-первых, они приезжают нашу страну по туристическим визам и официально нигде не числятся работающими.

Во-вторых, в стремлении максимизировать свой доход, избегая налогов и предпочитая черный нал, они стараются не афишировать свою работу, чтобы не быть выдворенными из страны. Таким образом, многие туристы «отдыхают» в нашей стране годами, изредка выезжая в Россию или Киргизию, чтобы соблюсти требование законодательства по максимальным срокам единовременного пребывания в нашей стране.

Выводя деньги из экономики

F: Хотите сказать, что экспаты занимают рабочие места казахстанцев?

- Если 5-6 лет назад число иностранных специалистов в казахстанской рекламе составлялодесятые доли процента, то последнее время их количество стало резко расти. На мой взгляд, основная проблема заключается в другом, что наемные специалисты из-за рубежа работают на клиентской стороне, отвечают за маркетинг, продажи, коммерческие вопросы, управляют огромными рекламными бюджетами. И они стремятся во что бы то ни стало привлечь в качестве подрядчиков рекламные агентства из своих стран. Теперь представьте себе рекламные бюджеты крупных компаний, например, сотовых операторов, которые могут измерятьсясотнями миллионов тенге. Ведь изготовление рекламы с момента создания идеи является одним из самых дорогих компонентов в себестоимости рекламы. И эти деньги идут уже не в Казахстан, а в экономику другого государства.

F: Но ведь стоимость изготовления рекламы за рубежом зачастую дешевле.

- Это миф. Приведу пример. При первичном обращении в украинские агентства для изготовления рекламного телеролика казахстанские заказчики зачастую бывают поражены низкими ценами на производство. И при сравнении прайса украинских и казахстанских агентств выбор явно не в пользу отечественного производителя. Однако, согласившись работать с украинскими рекламщиками, заказчик рискует заплатить такую же стоимость, как и в Казахстане, а порой и больше. При производстве ролика часто идет замена состава актеров, вспомогательного персонала, режиссера, операторов, переделываются сцены, переписывается музыка и прочее. Всё это не предусматривается первоначальной сметой. У многих директоров по маркетингу всегда есть запас в размере 20-30% от бюджета на непредвиденные расходы. Чем успешно и пользуются иностранные поставщики.

Также учитывайте, что на съемки за рубеж в основном ездят не топ-менеджеры компании, а рядовые специалисты. Для них устраивают развлекательную программу, им оплачивают дополнительные личные расходы. Все это - завуалированная форма взятки. И в следующий раз рядовые специалисты, выезжающие на съемки роликов, готовы повторять для собственного начальства мантру о том, что уровень и качество зарубежного рекламного сервиса несравнимо выше отечественного.

Подробнее читайте здесь

Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента