1991 год. Байконур. Амбициозный "Буран" ещё мог взлететь, но уже был обречён

2728 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Среда, 23 Фев 2022, 19:00

Фоторепортажи из прошлого от Андрея Михайлова

К этому можно относиться по разному, но Казахстан в советскую эпоху являлся уникальным технологическим полигоном, на котором вносилась весомая лепта в те проекты, которыми СССР гордился и хвалился. Чего стоит одна только космическая программа, немыслимая без космодрома Байконур.

Началом славной истории советской космонавтики был триумфальный старт первого спутника и первого космонавта. Финалом можно считать амбициозный проект "Энергия-Буран" - испытание тяжёлого носителя и многоразового советского космического челнока, на котором можно было легко добраться до Луны.  Надо признать, что финал этот, по своей сути, был не менее ярким, чем старт - "Буран" мог ознаменовать собой новую веху в пилотируемой космонавтике. Но ознаменовал одну из самых драматичных страниц в её истории.

В 1991 году, в момент крушения СССР,  мне довелось повидать погибающее величие космической державы воочию. В то время программа "Энергия-Буран" официально всё ещё существовала, технически корабль ещё мог взлететь и летать. И хотя все вокруг понимали трагическую обречённость проекта, многие в душе продолжали надеяться, что корабль всё-таки полетит.  А что ещё оставалось людям, десятилетиями вкладывавшим труд и душу в его полёт?

Начать регулярные пуски отечественного ракетоплана в Советском Союзе планировалось ещё в 1983 году. В год их дол­жно было быть по шесть. Но единственный полёт состоялся 15 ноября 1988-го. В автоматическом режиме (что было недосягаемо для американских "шаттлов") советский челнок стартовал с помощью носителя "Энергия" со специально оборудованного стартового комплекса на Байконуре, сделал пару витков вокруг Земли и приземлился на специально оборудованном аэропорте в Ленинске.

Мне удалось повидать и даже пощупать чудо космической техники классического периода земной космонавтики. В гран­диозном цехе МИКа – монтажно-испытательного комплекса. Грозный колосс подсле­повато разглядывал любопытствующих мурашей тёмными за­шторенными стёклами окон каби­ны. Этот "Буран" должен был отправиться в космический рейс в следующем, 1992 году. В беспилотном варианте.

Фантастически выглядел и "Бурановский старт". Циклопическое сооружение из мас­сивного металла, размеры которого подчёркивались безлюдьем, уже пробивавшимися сквозь бетон стеблями полыни и свистом ветра в ажурных фермах. Кар­тинка была постапокалиптическая. Воображение дорисовывало, как последние жите­ли оставленной планеты сели на корабль и навсегда покинули  Землю.

Трудно было представить атмосферу, царившую тут во время запуска. Три дня шла одна заправка! Топливо для "Энергии", и это важно, использовалось экологически чистое – никакого гептила. В момент зажига­ния в забетонированные ямы, куда устремлялось пламя, начиналась подача воды из специальных труб - для охлаждения и поглощения выбросов. За секунды огромные резервуары заполнялись до краёв. Ракета уходила вверх, а стартовый стол оставался почти целым.

"Буран" - триумфатор, побывавший в космосе, был разрушен при разрушении МИКа в 2002 году. А тот, к которому довелось прикоснуться мне, говорят, достался при разделе космодрома Казахстану и мирно догнивает на том же самом месте. Временами, когда кому-то нужно, возбуждая информационное пространство нелепыми деяниями и запоздалыми разборками.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов. 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Петр Своик: «Мы не опаздываем, но пора действовать»
Эксперт о реформе Токаева, ошибках прошлого и о строительстве новой политической системы
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента