Бизнес-омбудсмен: Мы вернёмся к пустым полкам в магазинах

4312 просмотров
0
Рустам ЖУРСУНОВ
Среда, 28 Апр 2021, 18:30

О проблеме роста цен на социально значимые продовольственные товары

В мой адрес поступают обращения предпринимателей относительно чрезмерного вмешательства в их деятельность антимонопольного органа.

Читайте также
Рустам Журсунов: Иски бизнесменов к госорганам будут рассматривать специальные суды

Отмечу, объектом внимания со стороны антимонопольного ведомства является рост цен на 19 позиций социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ).

В борьбе с ростом цен на СЗПТ в отношении розничных сетей применяются жесткие точечные меры. Можно сказать, мы не извлекли уроков из прошлого. В конце 80-х из-за регулирования цен полки магазинов опустели, наблюдалась социально-экономическая разруха. Сегодня на дворе рыночная экономика, цены должен регулировать сам рынок.

Конечно, неоправданный рост цен съедает доходы граждан, но при чрезмерном ценовом регулировании возникнет дефицит СЗПТ, и мы вернемся к пустым полкам магазинов. Розница просто откажется от ассортимента СЗПТ, поскольку с одной стороны реализовывать их станет экономически нецелесообразно, а с другой – за превышение предельных цен торговцы будут жестко наказываться.

Точечные меры в отношении торговых сетей неэффективны в силу их невысокой доли в розничной торговле продовольственными товарами.

В наиболее развитых странах доля современных форматов (торговые сети) достигает в среднем 80% всего розничного рынка, в России данный показатель уже достиг 69%, в Беларуси – 61%, во Франции и Корее – 81%, в Австрии – 86%. В Казахстане же данный уровень едва достигает 31%. Получается, что государство своими мерами предоставляет неконкурентные преимущества для неконтролируемой розницы, где соблюдение предельных цен на СЗПТ, по сути, невозможно.

Я убежден, регулировать цены можно исключительно рыночными методами. Именно для этого и существуют антимонопольные органы. Привлекать розницу к административной ответственности неправильно.

Читайте также
Бизнес-омбудсмен: Налоговые органы постоянно изобретают новые способы давления на бизнес

Сети супермаркетов сами заинтересованы в низких ценах на СЗПТ и самостоятельно проводят работу с контрагентами по недопущению необоснованного роста цен данной категории товаров.

Поэтому важно выработать подход по внедрению ими инструментов антимонопольного комплаенса с использованием доработанного механизма мониторинга цен.

Принципами такого мониторинга должны выступать: сотрудничество, обоснованное доверие, законность, прозрачность, расширенное информационное взаимодействие.

Согласовывая внешний акт антимонопольного комплаенса, предприниматели заключают соглашение с антимонопольным органом – устанавливают "правила игры на товарном рынке". Их соблюдение гарантирует отсутствие рисков привлечения к ответственности.

А по СЗПТ мы предлагаем закрепить определенную надбавку. Это позволит покрыть затраты на транспортировку, хранение и т.д.

Контроль над принятыми обязательствами со стороны бизнеса можно осуществлять на постоянной основе посредством законодательно введенного в 2020 году механизма мониторинга цен.

Механизм предполагает, что предприниматели предоставляют сотрудникам антимонопольного органа доступ к информации по ценам как розничной реализации, так и закупа СЗПТ в реальном времени, с приложением подтверждающих материалов: счета-фактуры, накладные и т.д.

Инструмент обмена данными и документами заимствован из положений Налогового кодекса. Он предусматривает освобождение от каких-либо мер реагирования в отношении налогоплательщиков, заключивших соглашение о горизонтальном мониторинге (ст. 131 – горизонтальный мониторинг).

Читайте также
Бизнес-омбудсмен: Регуляторная гильотина заработает с 2024 года

Я направил письмо председателю Агентства по защите и развитию конкуренции Серику ЖУМАНГАРИНУ с предложением на базе антимонопольного органа создать аналитический центр с привлечением сотрудников причастных организаций.

Деятельность центра будет направлена на проведение ценового анализа на товарных позициях и установление причин возникновений негативных проявлений на рынке.

​Это позволит системно подойти к проблеме роста цен на СЗПТ без применения карательных мер со стороны государственных органов. Нужно понимать, что предприниматели сами стали заложниками ситуации.

Рустам Журсунов - Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана.

Источникстраница Рустама Журсунова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

Фото: GSNews.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
МВД Казахстана закручивает пробки на рынке алкоголя
Что стоит за попыткой ужесточения продаж алкогольных напитков?
Индрик-зверь: Что известно о монстре, затмившем динозавров на территории Казахстана
Занимательная история от Андрея Михайлова
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Мечты казахстанцев о квадратных метрах «уходят» в область фантастики
Разбираемся к чему приведет повышение базовой ставки до 18%
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента