Чем можно заменить НДС для казахстанских строительных компаний

2054 просмотров
0
Галим ХУСАИНОВ
Понедельник, 17 Фев 2025, 15:00

Специальные сборы для застройщиков позволили бы повысить привлекательность новых районов для жителей и инвесторов

При рассмотрении отмены льгот по НДС была идея убрать льготу по налогообложению жилой недвижимости, но в итоге её сохранили, и это было правильным решением. Постараюсь объяснить, почему введение НДС на жилье было бы нецелесообразным.

Читайте также
Как работает НДС? Простыми словами

Во-первых, нельзя не учитывать социальную составляющую этой льготы. Введение НДС привело бы к увеличению стоимости жилья, особенно с учетом того, что строительная отрасль является одной из самых "серых" сфер, где значительная доля затрат приходится на трудовые ресурсы. Это вызвало бы подорожание жилья как минимум на 10–12%. Хотя это само по себе уже существенно, наибольший удар пришелся бы на социальное жилье, которое строится в больших объемах и финансируется за счет государственных средств. В таком случае поступления от НДС частично пошли бы на возмещение затрат по социальному жилью, что свело бы на нет потенциальные выгоды от налога.

Однако это не самая главная причина, по которой введение НДС на жилье было бы нелогичным. Основная проблема заключается в том, что первичное жилье конкурирует со вторичным, где основными продавцами выступают физические лица, не являющиеся плательщиками НДС. В такой ситуации строительные компании оказались бы в неконкурентной среде: частные лица не платили бы НДС, а строительные компании были бы обязаны его уплачивать. Это создало бы дисбаланс на рынке и поставило бы застройщиков в заведомо невыгодное положение.

Именно поэтому во многих странах жилье либо полностью освобождено от НДС, либо облагается пониженной ставкой. Однако в некоторых странах существуют инфраструктурные налоги и сборы, которые могут называться по-разному. Как правило, такие сборы носят целевой характер и устанавливаются местными органами власти.

Читайте также
Про налоговую реформу. Часть 1

Из существующих мировых практик мне особенно нравится подход Великобритании, где для каждого застройщика в каждом конкретном месте рассчитывается величина инфраструктурного сбора в зависимости от плана развития территории. Застройщики в одиночку не смогли бы построить всю необходимую инфраструктуру в новом районе, но если рассчитать для всех застройщиков совокупный объем необходимых инвестиций и распределить эти затраты на квадратные метры, то сумма получается приемлемой. При этом застройщики гарантированно получают инфраструктурные объекты, которые значительно повышают стоимость жилья в районе, делая их вложения в такие сборы оправданными. Например, строительство станции метро, железнодорожной станции, школ, детских садов и больниц делает район более привлекательным, что, в свою очередь, увеличивает стоимость недвижимости.

В Казахстане также можно было бы ввести аналогичный местный сбор, который находился бы под контролем местных органов власти. Средства от такого сбора могли бы направляться на строительство инфраструктуры в городах в соответствии с утвержденными генеральными планами развития. Это позволило бы обеспечить сбалансированное развитие территорий и повысить привлекательность новых районов для жителей и инвесторов.

Источник: Телеграм-канал Галима Хусаинова Galim’s channel.

Фото: pexels.com.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Почему госпрограммы в Казахстане не доживают до конца
К 2025 году национальные проекты снова уходят в «концепции»
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Мечты казахстанцев о квадратных метрах «уходят» в область фантастики
Разбираемся к чему приведет повышение базовой ставки до 18%
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента