Что расскажут Трампу про Тенгиз

2997 просмотров
0
Аскар Исмаилов
Вторник, 18 Мар 2025, 12:00

Какие вопросы могут поднять Chevron и ExxonMobil по вопросам, касающимся проектов в Казахстане

Президент ТРАМП планирует собрать глав американских нефтяных мейджоров, чтобы обсудить с ними стратегические планы в рамках созданного им Национального совета по энергетическому доминированию. Интересно, какие вопросы могут поднять Chevron и ExxonMobil по вопросам, касающимся проектов в Казахстане? Возможно, какие-то темы обсуждались с министром энергетики Алмасадамом САТКАЛИЕВЫМ на международной энергетической конференции CERAWeek 2025, прошедшей на прошлой неделе в Хьюстоне (США), но от пресс-службы Министерства энергетики информации деталей встречи по этой теме я не видел, поэтому проанализируем сами. 

Читайте также
Прогнозы эксперта: Атырауский НПЗ закроют, проект "Полиэтилен" поставят на паузу

1. Санкционная политика США против России и ее влияние на Казахстан. Санкции против России могут затруднить экспорт казахстанской нефти через РФ. Тенгиз, Карачаганак и Кашаган экспортируют нефть в основном через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), проходящий через Россию. Введение новых санкций против России, особенно в отношении транспортировки нефти, может создать риски для экспорта казахстанской нефти и доходов компаний (что мы и будем наблюдать в ближайшее время). Chevron и ExxonMobil могут потребовать от администрации Трампа гарантий, что санкции не затронут КТК или что будут даны исключения для казахстанских проектов.

2. Возможные сложности с поставками оборудования. Санкции ограничивают доступ к определенным технологиям и оборудованию, часть которого ранее поставлялась из России или через российские компании. Возможны вопросы исключений поставок критически важного оборудования для своих активов в Казахстане.

3. Проблемы с транспортировкой нефти и альтернативные маршруты. Компании могут попросить поддержки со стороны США в переговорах с Азербайджаном и Грузией для увеличения пропускной способности Баку-Тбилиси-Джейхан (BTC). Хотя это маловероятный сценарий. Азербайджан не хочет увеличивать транспортировку казахстанской нефти, так как она снижает качество азербайджанской, а это утерянная прибыль. Бизнес и ничего больше. Хотя, конечно, можно сделать предложение, от которого нельзя отказаться. Но история отношений к американским компаниям в Азербайджане имеет свою историю. И она не айс.

Второй маршрут из области фантастики - возможность увеличения мощностей на юг (через Иран). Казахстан мог бы поставлять нефть через Иран в Персидский залив, но санкции США против Ирана делают этот маршрут нереалистичным. Компании могут узнать позицию администрации Трампа по перспективе снятия части санкций, если это поможет нефтяной отрасли США.

Читайте также
Почему президент Токаев не повёз Кэмерона в этот раз на Кашаган

4. Давление на добывающие компании по локализации производства. Казахстан настаивает на увеличении доли местного содержания в проектах, что может увеличить расходы западных компаний. Chevron и ExxonMobil могут выразить обеспокоенность тем, что повышенные требования к локализации затрудняют реализацию крупных нефтяных проектов. Хотя генеральный директор "Тенгизшевройл" Кевин ЛАЙОН на встрече в мажилисе довольно доступно объяснил позицию по этому вопросу. 

5. Ужесточение экологических норм в Казахстане. Казахстан подписал Парижское соглашение по климату и может усилить требования по выбросам CO₂, что скажется на проектах Тенгиза и Карачаганака. Компании могут обсудить возможность получения поддержки от США в лоббировании более мягких условий для углеводородных проектов.

PS. Вопрос низких цен на нефть (50 долларов за баррель), о которых говорит Трамп, не критичен для Тенгизского проекта. Себестоимость барреля нефти позволяет довольно комфортно продолжать операционную деятельность на проекте. 

PPS. Почему не стал включать Кашаган, где участвует ExxonMobil, и Карачаганак, где участвует Chevron? На этих проектах доля американской компании минимальна, поэтому Трампу не интересно будет решать вопросы, где присутствуют европейские и китайские компании.

Фото: gov.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Теперь Минфин знает, кто чем торгует и сколько зарабатывает
Казахстан завершает цифровизацию госфинансов
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента