Доить понты, а не лошадь

27147 просмотров
1
Тимур СЕЙТМУРАТОВ
Четверг, 30 Мар 2017, 09:00

Тимур Сейтмуратов: В свете очередного обсуждения в Казахстане принципа расчёта налога на транспорт поделюсь американским опытом

Читайте также
За рулем - в хлам

Чем дороже машина, тем выше налог

Расчёт налога по объёму двигателя, который вызывает в Казахстане сегодня много вопросов, в США давно признан неэффективным и несправедливым. И в логике здесь не откажешь. Данная методология заставляет владельца десятилетнего Land Cruiser, стоимостью не более 10 тыс. долларов, но с движком большого объёма, платить больше, чем платит зачастую владелец новенького Porsche Macan, стоимостью 60 тыс. долларов, имеющего под капотом мощную, но малолитражную турбированную силовую установку последнего образца.

Поэтому в Америке с владельцев автотранспорта взимается «налог с имущества», который рассчитывается от стоимости автомобиля, рекомендованной автопроизводителями своим дилерам, - MSRP (manufacturer's suggested retail price). В этом случае срабатывает простой принцип линейной справедливости: хочешь ездить на дорогом автомобиле - плати более высокий налог.

Таким образом, понты в Америке имеют вполне очевидные финансовые последствия. Размеры налога на имущество, кстати говоря, ощутимы. В зависимости от штата колеблются от 1 до 4,5 процента от MSRP.

Данная система, к слову, заставляет платить налог и владельцев электромобилей, которые, правда, в определенной степени компенсируют свои выплаты 7,5 тысячи долларов разового налогового кредита от федерального правительства, а в некоторых штатах ещё и налоговыми кредитами от местных властей. Но принцип - чем дороже аппарат, тем выше налог - работает неукоснительно.

Работяга на грузовичке vs мажор на «Кайене»

В Америке, помимо «налога на имущество», автомобилисты платят ещё акциз, который «сидит» в цене каждого галлона бензина. Но применять данный метод взимания налога в качестве основного, как это сейчас порой предлагается в Казахстане, - значит невольно нанести удар по малому бизнесу.

Очевидно, что наибольшим потребителем бензина являются рабочие ГАЗели и прочие маршрутки. В Штатах малый бизнес, частные предприниматели могут ставить бензиновые затраты на вычеты из годового налооблагаемого дохода. Может ли это делать ИП в Казахстане, работающий по «упрощенке» и занимающийся, допустим, перевозкой грузов на грузовичке или доставкой цветов на старой «Тойоте»? Не думаю.

Поэтому именно эта категория мелких предпринимателей и станет основным плательщиком налога в случае его взимания через бензин. Думаю, очевидно, что работяга на бюджетных колёсах наматывает за день гораздо больше километров, соответственно, сжигая больше бензина, чем мажористый пацанчик на папином «Кайене», патрулирующий вечерами гламурные кафешки «золотого квадрата» Алматы.

Кроме того, подорожавший из-за нового налога бензин окажет прямое влияние на рост себестоимости услуг и товаров, предлагаемых малым предпринимательством.

Читайте также
Блеск и нищета "инстаграмных" мальчиков

Красиво жить – не запрещать, а поощрять

В Казахстане часто обсуждают понты, критикуют их, высмеивают и придают общественному порицанию любителей «колотить понты». А зачем? Понты есть везде, в любой стране мира. Увлекаться понтами - право каждого человека. Как говорится, красиво жить не запретишь. Просто надо поставить страсть людей к дорогим игрушкам на службу государству и обществу.

Купил дорогое авто стоимостью 100 тыс. долларов - будь добр, заплати не менее 1,5 тысячи долларов ежегодного налога и понтуйся дальше сколько хочешь.

Так что богатых «понторезов» надо не гнобить, а нежно «доить». И их возможное желание иметь по несколько автомобилей надо только приветствовать и стимулировать. Чем больше будет человек покупать - тем больше будет доставаться государству.

Давно доказано, что самым надёжным драйвером любой национальной экономики является не нефть, а внутренний потребитель. Больше потребительских трат - выше рост экономики.

Все-таки, согласитесь, налог на понты, куда как более справедлив и рационален, чем налог на рабочую лошадь.

Фото: alau.kz.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Гульмира Кожакова 2022-06-12 17:51:23
0
Статья как "доить мажоров" отчасти нормальная, используя мощные двигатели - можно обогнать еле плетущийся автомобиль. По статистике атмосферные двигатели более надежные и ресурс более длительный. Берите пример по налогам с развитых и недоразвитых стран, а завидовать "богатым" признак малого ума.
журналист
Марафондарыңды… Сендер айдалаға барып жүгіріңдерші. Көше жауып, пробка жасамай.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
От публикации на Ratel.kz до отказа от закупки георгиевских лент ко Дню Победы прошло всего несколько часов
Как научить отечественных чиновников отличать казахстанский патриотизм от российского
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Новый министр энергетики Казахстана заявляет в духе Трампа: Make Qazaqstan Great Again!
Казахстан устами Ерлана Аккенженова фактически заявил о выходе из сделки ОПЕК+
Отношение власти к обществу в Казахстане
Подавление свободы слова и оппозиции уменьшает шансы на успешное долгосрочное развитие страны
AMERICA IS BACK
США переходят от модели глобального одностороннего доминирования и мирового шерифа к знакомой парадигме самодостаточного лидера
Байконур: почему советский космодром построили в Казахстане, а не в России или Украине
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Нескучные документы
Как мы ходили на экскурсию в городской архив
Сотрудник минпрома, отметив выписку ребенка из роддома, заболел
Становится все понятнее – почему присяжные в СКО оправдали Долгалева, а судьи регионального СМУС поспешили откреститься от этого дела
Казахстанская энергетика: перезимовали… Что дальше
В южных регионах Казахстана уже в первой половине апреля отключили отопление
Казахско-русский вуз закрыли после скандала со студентами в Актобе
Одной из причин стало то, что 90 процентов студентов не посещают занятия. Это установила проверка министерства
Оскорблять граждан с официальной страницы госкомпании допустимо, решил суд в Усть-Каменогорске
Немало удивившись такому обстоятельству, истец направил жалобу в Конституционный суд
Как акимат Караганды обошёл законы ради BI Group
Администрация Булекпаева не смогла подавить негатив в свой адрес, половина города ненавидит чиновников
Реорганизация поликлиники вызвала бурю негодования горожан в Петропавловске
В управлении здравоохранения заверили, что это решение отменено
Чиновники и общественники продолжают мордовать бизнесменов
Последние жалуются правозащитникам, правозащитники рассылают рекомендации надзорным органам
Ассоциация кемпингового туризма: акимат вставляет палки в колеса тем, кто хочет развивать отрасль
Сверху декларируется поддержка, а на местах чинят препоны
Как охранники разворовывали "АрселорМиттал Темиртау"
В 2016 году члены банды вахтёров расстреляли шахтёров в Степногорске
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.