Отторгнутая традиционной системой молодежь вынуждена перетекать в параллельную среду
В нашу эпоху модно рассуждать о каналах вербовки экстремистов, искать пути противодействия и бороться с ними, навешивать ярлыки. Хотя в том, что они сделали такой выбор, есть немалая доля ответственности государства и общества, членами которого они продолжают оставаться.
Эти люди не прилетают к нам из космоса, их не внедряют иностранные спецслужбы. Свое детство и юность доморощенные экстремисты встречают в родной стране, в признанном островке благополучия и стабильности. Получают образование в отечественных светских школах по единой программе, поступают в вузы или отдают долг Родине на срочной службе. Вроде стандартный путь. Но некоторые после него интегрируются в социум, а другие – становятся последователями идей радикального экстремизма и проникаются враждебностью к взрастившему его обществу.
Кто-то возразит, что экстремистами становятся легко внушаемые люди, охваченные одержимостью религиозной идеей. Возможно. Но если они такие легко внушаемые, кто мешал вселить в них одержимость стратегией «Мәңгілік ел» или программой «Нүрлы жол»? Почему они обращаются за духовной подпиткой к экстремистам, а не в «Жас отан»? Куда смотрели педагоги или школьные участковые? На каком этапе мы умудряемся прозевать начало деформации личности, и за что эти личности начинают мстить обществу, государству и даже собственным родителям?
Может, в определенной степени виной тому безысходность некоторых семей, выживающих в съемных квартирах или загнанных в жесткую кабалу ипотеки. Или фактически выброшенных за рамки социальных программ самозанятых. На примере родителей, не способных, с точки зрения ребенка, обеспечить ему достойные условия, он получает первый пример крушения авторитетов. А в последующем он, наделенный достаточной долей озлобленности, начинает бросать вызов общественным устоям. Как результат, становится легкой добычей для вербовщиков, легко выявляющих такую жертву в толпе.
Или же, напротив, воспитанный в духе лидерства, не лишенный амбиций молодой человек оказывается перед напрочь замурованными дверями давно не функционирующего социального лифта. Не имея протекции, опробовав все возможные варианты, он вынужден искать иные формы самореализации вне отторгнувшей его системы. В итоге становится неформальным лидером в криминальной или экстремисткой среде. Тем более что сегодня эти две среды становятся близки друг другу или даже, как утверждают посвященные, в большинстве исправительных учреждений сегодня верховодят осужденные за экстремизм.
Важно понимать, что наш социум – это не автономная субстанция, а лишь сосуд, сообщающийся с другими, по известному еще из курса школьной физики закону. Отторгнутая традиционной системой молодежь вынуждена перетекать в параллельную среду. Причем, если исходить из теории человеческого капитала, отличающая завербованную экстремистами молодежь мобильность относит их к числу наделенных определенным потенциалом индивидам. То есть к категории далеко не худших представителей нации. Необходимо признать, что им свойственна идейность, обучаемость, определенный романтизм, бойцовские качества и, в конце концов, хорошие физические данные. Все эти достоинства могли быть направлены на пользу обществу и государству. Но, увы, в условиях отсутствия более или менее внятных программ, авторитетных лидеров общественного мнения и влиятельных СМИ они оказались фактически лишены информации о перспективах развития собственной страны, им по сути никто не указал нормальный путь в светлое будущее.
Возможно, на этапе пробуждения интереса к религии многие из этих молодых ребят пытались найти ответы у представителей официального духовенства. Но разве хватит у них внимания на всех страждущих? А у экстремистских вербовщиков не просто достаточно времени, они ведут целенаправленный поиск молодых людей, отчаявшихся, запутавшихся или просто не нашедших себе места и возможностей для самореализации, и предлагают каждому по его запросам. Кому-то - рецепты достижения социальной справедливости, кому-то - стабильный доход, кому-то - красиво оформленную идею, кому-то - путь реализации амбиций. И все это под боком у государства, даже не пытающего бороться за умы и сердца собственных поданных, у равнодушного и увлекающегося лишь собственными проблемами общества…
Наверное, удобнее и проще бороться с последствиями, выявлять готовых террористов или, как минимум, высказывать свое негативное отношение к экстремизму в социальных сетях. Но не нужно забывать, что экстремистами не рождаются, а становятся. В том числе, при нашем молчаливом согласии…