Энергия без будущего

7505 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Вторник, 22 Авг 2017, 15:15

Министерство энергетики посчитало стоимость газификации Астаны, но не знает, где взять на это деньги

Читайте также
Канат Бозумбаев назвал цену газификации Астаны

Как заявил в понедельник, 21 августа, министр энергетики Канат БОЗУМБАЕВ, «нацкомпания «КазТрансГаз» подготовила технико-экономическое обоснование проекта. Оно прошло государственную экспертизу. Маршрут проекта начинается в Кызылординской области, оттуда планируется провести газопровод протяженностью в 1800 км через Карагандинскую область в Астану. Мощность газопровода составит 3 миллиарда кубометров в год, а цена превышает 260 миллиардов тенге».

Выглядит логичным, чтобы строительством новой газотранспортной системы занималась национальная компания «КазМунайГаз», ведь, как записано в статье 14 ее устава, одним из предметов деятельности КМГ является «участие в осуществлении проектирования, финансирования, строительства, владение и эксплуатация нефтегазопроводной системы на территории Республики Казахстан и сопредельных государств (включая объекты по хранению, погрузке и перевалке на другие виды транспорта), по которой осуществляется транспортировка углеводородного сырья». Но есть одна маленькая загвоздка: свободных миллиардов на эти цели у национальной компании, как ни прискорбно, нет, а совокупный долг «КазМунайГаза» на 1 января 2016 года составлял 9,5 миллиарда долларов, и новые займы она взять просто не в состоянии.

Как известно, о необходимости газификации центрального региона Казахстана и столицы президент страны Нурсултан НАЗАРБАЕВ заявил еще в начале 2012 года, когда в своем Послании народу Казахстана поручил правительству:

«Надо завершить проектирование и приступить к строительству газоперерабатывающего завода мощностью в 5 миллиардов кубических метров в год на Карачаганакском месторождении. Давно мы об этом говорили. В связи с этим поручаю правительству запроектировать и приступить к реализации газопроводной системы, которая обеспечит газификацию центрального региона страны, включая столицу. Это капиталоемкая, важная работа, но мы опять же должны это сделать, чтобы также уйти от зависимости по газу. Мы страна, производящая нефть и газ, и мы обязаны газифицировать наше государство, сколько бы нам это ни стоило».

Читайте также
Нефтяные миллионы – в гольф-поля для элиты

Камнем преткновения для всех рассматриваемых вариантов газификации Астаны становился вопрос возврата инвестиций. Это значит, что тариф для потребителей природного газа должен обеспечивать эту возвратность (без чего ни один банк в мире не даст заем на эти цели), и в то же время цена на газ должна быть подъемной для населения и малого и среднего бизнеса в центральном и северном регионах страны.

Однако в своем Послании глава государства прямо и недвусмысленно высказался о газификации Астаны пять лет назад: «сколько бы нам это ни стоило». Значит, правительству нужно было рассматривать этот проект, в первую очередь, как социальный и профинансировать его за счет государственных инвестиций, ведь новая газовая труба на север, без сомнения, даст толчок развитию там частного бизнеса и оздоровит экологическую ситуацию в Астане. Но приоритеты были расставлены по-другому.

В рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития, по поручению правительства «внучатая компания» того же «КазМунайГаза» успела профинансировать строительство элитного гольф-курорта в Боровом, на днях торжественного открытого президентом.

Сотни миллиардов тенге из Нацфонда пошло на спасение банков, увлекшихся азартными играми с вкладчиками и государством в «тучные годы» экономического роста.

Наконец, от 1 до 3 миллиардов долларов США (в зависимости от того, из чьих уст звучит цифра) составили суммарные расходы на выставку ЭКСПО-2017, включая и бюджетные средства, и спонсорскую помощь квазигосударственных компаний и иностранных инвесторов.

Так что, скорее всего, на газификацию севера в закромах родины вряд ли что-то осталось. А значит, пока в Астане проходит пир «Энергии будущего», энергия для этой самой Астаны остается без будущего.

Фото: zn.ua.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером