Потомки гольфистов

4850 просмотров
0
Ермек ТУРСУНОВ
Понедельник, 25 Апр 2016, 08:04

Такое ощущение, что мы последние в этой очереди на нормальную жизнь

Есть у меня один «знакомый друг», серьезный бизнесмен, с которым мы вечно спорим. Так оно получается.

Ну вот, к примеру, он утверждает, что гольф придумали казахи. Вернее, чабаны.

Каким образом?

Он объясняет по-Жванецкому.

Вот – степь. Голая как… Ну просто п…. Широкая как… Ну тоже понятно. Дырки в поле – эти, ну точно, как… Норы суслячьи, значит. Их тут тоже б… ну просто е… По всему этому полю…Много, короче.

И чабаны эти, бл…, по степи туда-сюда ходят. Коней пасут. Времени у них до самой е.... И от нечего делать они, му…, начинают гонять лошадиные катышки своими посохами. По норам, значит, их пулять. На точность.

Версия, надо сказать, не бесспорная, но она мне нравится. Потому что я тоже обыкновенный казакпай и мне хочется почесать свое самолюбие, порадоваться за предков. Тем более, насчет доказуемости у моего знакомого друга есть куча бесспорных соображений.

Первое - конский катышек быстро твердеет. Если его не трогать. А если еще и регулярно поливать степным дождичком, то он вполне может со временем стать мячиком. Маленьким таким твердым мячиком.

Второе. Степь – это поле с норами-лунками и лугами-газонами. Гуляй не хочу: замучаешься ходить из конца в конец.

Клюшки? Боже мой! Срубил сучок с крюком на конце, чем тебе не клюшка.

Словом, ответы у него есть на все. И мы спорим. Хотя мне не хочется. Наоборот, хочется патриотично поддакивать и даже дополнить красивыми деталями теорию происхождения древней казахской забавы, которую так бессовестно присвоили шотландцы. (Ну, и Тайгер Вуддс мне нравится. Улыбчивый парень с шымкентским загаром, и порывы у него вполне жизнелюбивые).

Но вот я читаю в одной книжке: «В 1457 году король Шотландии Джеймс своим указом запретил игру в гольф, поскольку она отвлекала солдат от их прямых обязанностей».

Интересно – где мы были в 1457 году? Наверное, в гольф играли…

А чуть раньше «искатель приключений Кристобаль Колон, он же Христофор Колумб, в поисках Индии уткнулся носом своего корабля в остров Сан-Сальвадор. Это случилось 12 октября 1492 года».

Лучше бы уж он проплыл мимо, честное слово.

«Портрет некой Лизы Герардини был закончен Леонардо в 1503 году».

Он работал над ней шесть лет, до самой своей смерти, но так и не успел добиться того, чего хотел. Время от времени возвращался, вносил поправки. Мир знает картину как Джоконду.

«В 15 веке в Италии насчитывалось двадцать с лишним городов. Среди них: Венеция, Генуя, Неаполь, Флоренция, Рим... Процветали художественные школы, особенно это коснулось архитектуры, скульптуры и живописи».

К чему я все это?

Видите ли, на мой взгляд, самый популярный национальный вид спорта у нас не бокс и не борьба. Не скачки и не кокпар. Самый популярный вид спорта у нас это – спор.

Неважно о чем - был бы повод. А порой и повода не нужно. Его всегда можно найти. Или выдумать.

Помнится, пару лет назад два великих Мухтара (Магауин и Шаханов) устроили в печати драчку – кто есть Чингисхан? Один утверждал, что Чингисхан кровопийца, а другой считал, что он - благодетель. Свидетели спора разделились на два лагеря. Страсти кипели нешуточные. Копья ломалось – только треск стоял. До-о-олго спорили.

Я не помню, чьи мертвецы в итоге оказались круче и кто в итоге победил, но своеобразную черту под этим спором подвел, как ни странно, Путин. Он где-то заявил, что, дескать, «у казахов не было государства».

Занимательная, надо сказать, точка зрения.

фото сайта inform.kz

Вроде бы у нас был даже большой кусок общей истории, где мы жили в пределах одной империи. Вроде бы даже хан Озбек вручал Ивану Калите ярлык на правление Москвой, где нынче сидит Владимирвладимырыч. В гости к друг другу ездили, женились, детишек рожали. Половина нынешних бояр в окружении того же Владимирвладимырыча до сих пор с татарскими фамилиями. Да и вообще…

Но с Путиным спорить почему-то не хочется. С ним вообще трудно спорить. Он сейчас не знает, кого спасать, если вдруг упадут в воду Эрдоган с Порошенко и начнут демонстративно тонуть. Тем более, как мне думается, он и сам уже потихонечку захлебывается.

Ну да ладно. Нам сейчас не до Путина. Нам своих тем для разговоров хватает.

Вот, к примеру, 550-летие.

Тоже повод. Исторические факты, они ведь имеют неприятную особенность – они «изнашиваются». Поэтому историю приходится все время перешивать и подновлять. Опять же, как правило, с точки зрения главных реставраторов.

Вот и спорят ученые. Причем уже много лет подряд.

- По мнению К. Акишева, «началом сложения узбекской и казахской государственности необходимо считать время образование Ханства Абулхаира». Это – 1428 год. То есть за 64 года до открытия Америки пресловутым авантюристом Колоном.

- А. Хасенов считает, что «после смерти в 1445 г. правителя Улуг (Большого) Улуса – преемника Золотой Орды –Улуг-Мухаммад-хана (эпического Орманбета) на территории Казахстана обособился казахский улус, и возникло Казахское ханство, которое не зависело ни от Абулхаира, ни от Могулистана (Жетысу)».

- М. Тынышпаев, С. Жолдасбай, М. Магауин, К. Салгарин и др. считали и считают, что «перекочевка Керея и Жанибека на территорию Западного Могулистана произошла в 1456 году, после чего сразу же образовалось Казахское ханство».

- Б. Карибай, основываясь на сведениях записанного в 1976 г. древнего предания (какого именно – не сказано), и, сопоставив их с материалами письменных источников (каких именно – тоже не отмечено), определяет время образования Казахского ханства как весну 1458 года.

- К. Данияров утверждал, что независимое Казахское ханство, которое он называет третьим казахским государством (первым казахским государством у него является государство Чингисхана, вторым – Улус Джучи), образовалось в 1480 году.

- С. Ибрагимов считал, что «в 30-40-е гг. XVI в. закончилась борьба потомков Жанибека и Керея с потомками Абулхаира, после чего произошло объединение нескольких самостоятельных владений казахов, возникших к концу XV века, в одно государство – Казахское ханство».

- Отдельные отечественные ученые считают, что «казахи и до Казахского ханства могли иметь свое государство. Таким первым казахским государством или казахскими государствами могли быть несколько политических объединений – Ак Орда, Ханство Абулхаира, Могулистан, Ногайская Орда и Сибирское ханство».

Даже ЮНЕСКО подключилось к этому спору и по-своему определяет наш официальный возраст. В их документах записано: «Как единый этнос казахи сформировались в первой половине 16 века». Там же есть дополнение: «Этноним "казах" в переводе с древнетюркского означает "вольный, независимый" и вполне отражает характер народа, во все времена устремленного к независимому, самостоятельному существованию»…

За последние невразумительные строки я готов даже нешуточно предъявить этому самому Юнеско. Что это такое? Итальянцы, значит, вовсю рисуют и лепят свои шедевры, Колон врезался на своем корабле в Америку, индейцы объединились, чтобы дальше строить свои загадочные города, Китай без всяких таможенных пошлин возит через нас свой шелк, порох и бумагу с макаронами, а мы, «устремленные к независимому и самостоятельному», только образовались?

Нет, так не пойдет. Мне тесно и неуютно в таких временных рамках. Хочется их немедленно раздвинуть, копнуть поглубже и поширше. В помощь всплывают в памяти грозные имена Едил-хана и Темучина. За ними поднимаются, гремя латами, скифы с сарматами. Высятся во всем своем величии насыпные курганы с несметными сокровищами в усыпальницах степных королей. Косматые гунны громят итальянские города с их художественными мастерскими, наводя ужас на Папский престол, и пируют на берегах Дуная. Помнится, еще в далеком 437 году, почти за пятьсот лет до изобретения книгопечатания, мои далекие предки совершили поход вглубь Европы и на территории Франции разгромили Бургундское королевство!

А тут на тебе – «в первой половине 16 века». Это же рядом совсем. Нет, я не согласен. Давно уже доказано: мы начали громить, разрушать и пировать намного раньше. В этом деле у нас накоплен огромный исторический опыт. По сути дела, мы до сих пор этим занимаемся. Правда, теперь уже в пределах собственного государства. И, заметьте, все, что нам досталось от далеких предков и от вчерашних коммунистов, мы успели с большим успехом порушить и разгромить за какие-то двадцать с небольшим лет. Ничего ведь

фактически не осталось. Ни заводов, ни фабрик, ни школ, ни вузов, ни больниц вместе с врачами…

Ничего.

А что осталось-то?

Пиры! Той – это наше все. Той никто не отменял.

И вот пируем мы который год на руинах былого своего величия и продолжаем спорить. И того не замечаем, что весь этот необязательный интеллектуальный треп разбивается об один-единственный каверзный вопрос: «А что нам в итоге даст этот спор?»

У нас что, решится проблема с инфляцией? У нас заработают законы? У нас все станет замечательно с пенсионерами? С образованием? Медициной? Производством? Может, у нас вдруг парламент, наконец, прекратит сочинять анекдоты о себе любимом и займется чем-нибудь серьезным? А за ним вдруг образумится правительство? И мы вдруг все однажды возьмемся за ум и сообща решим все наши сегодняшние проблемы, и нам останется только определить дату нашего общего дня рождения? Как здорово бы было…

Но вряд ли.

Если серьезно: непрекращающийся спор это признак невежества. Беспомощности. Бессилия и комплексов. Мы вообще живем благодаря своим комплексам. Если у соседа забор в два метра высотой, мы построим в три. Если он позвал на свадьбу двести человек, мы позовем триста.

Оказывается, комплексы бывают не только у отдельных персон, но и у отдельных государств. Я давно заметил: все, что мы делаем на людях, мы имитируем. Мы якобы строим новое государство, а на самом-то деле мы играемся в новострой. Проще говоря, мы думаем о твердости лошадиных катышков, тогда как мир давно уже живет в другом измерении. Он где-то там что-то придумывает, создает, открывает… А мы потом пользуемся всем тем, что они изобрели. Ну, и продолжаем спорить. На любую подброшенную тему. Это наше обычное состояние.

Случается, кто-то, воспользовавшись моментом, хватает свои пожитки и бежит за бугор. «Придворные султаны» снаряжаются следом на переговоры, уговаривают вернуться, потому что вместе с пожитками он в спешке захватил кучу чужого добра. Получается редко. Тогда прибегают к радикальным средствам. Их – много. Мы наблюдаем и спорим: получится – нет?

Потом вдруг заблудшая дама в парламенте залепит какую-нибудь чушь. Мы ржем. Она начинает отстреливаться очередными перлами в телевизор, подбрасывая дров в костер. Мы готовы поддержать и комедия плавно переходит в фарс.

Потом опять кого-то ловят и судят. В итоге – садят. И вновь начинается срач: правильно, что посадили или нет?

А потом кто-то шибко моральный – а таких у нас нынче много – разглядит в невинной статуе поклеп на наше страновое целомудрие. Тоже тема. И остальные с удовольствием подхватывают, устраивая пляски у каменных скульптур.

Много чего разного происходит в стране, да и в мире. Любопытно, что нам до всего есть дело. Причем мы смотрим на все критически. Оценивающе. Мы в подробностях знаем биографию Цукерберга и совершенно не в курсе того, что происходит в ста километрах от Астаны. Нас заботит все кроме нашей общей биографии. Мы отчаянно спорим и параллельно думаем: надо бы успеть забрать пацана из детского сада, заскочить в магазин за молоком, позвонить маме, чтобы не ругалась, сходить, наконец, на этот долбаный фильм – все уже уши прожужжали, успеть в поликлинику – прокапаться, ну и, если получится, вернуть долг коллеге, а то неудобно, и так затянул…

А мир не останавливается. Он двигается и живет. Создает и производит. Придумывает и внедряет. И главное - решает. До нас его решения доходят в последнюю очередь. И такое ощущение, что мы – последние в этой очереди. В очереди на нормальную полноценную жизнь.

И думаешь: почему мы везде опаздываем? Почему мы всегда последние? Почему «мы такой тормоз, ваще»? Блин, даже весна к нам приходит с опозданием. Почему?

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером