Ходжа Ахмед Ясави: что известно о жизни святого до его появления в Туркестане

14625 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 17 Дек 2022, 18:00

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

Расстояние, отделяющее нас от эпохи великого суфия и поэта (он жил в XII веке), сделавшего так много для того, чтобы Ислам пришёл в Степь, - весьма солидно. В дошедшем до нас, несомненно, соединились как черты реального Ахмеда Ясави (Яссави, Яссауи), так и легендарные фрагменты его жизни.

Попытаемся проследить первую половину его жизни, предшествовавшую его пришествию в Ясы-Туркестан.

Место рождения – Испиджаб

Читайте также
Потрясающая смерть Чингисхана! Надо ли искать его могилу в Казахстане

По большому счёту, Ахмед Ясави должен был быть Ахмедом Испиджаби. Фамильный топоним, как правило, прибавлялся к имени восточных мудрецов и поэтов именно исходя из места рождения. Аль-Фараби, например, почти всю жизнь провёл в далёких от Сырдарьи странах, но так и остался уроженцем Фараба.

Ходжа Ахмед Ясави тоже не сильно баловал вниманием родное селение. Большую часть своего активного бытия он провёл в Бухаре, а финал его биографии, завершившийся добровольным заточением в подземную келью – пришёлся на Ясы-Туркестан.

Но, пожалуй, самой загадочной и волшебной порой жизни Хазрета были всё же его юные годы. Проведённые в Испиджабе–Сайраме.

Семья. Родители

Признаки избранности мальчика проявились в раннем возрасте. Рождённый в "богобоязненной семье" (между прочим, ведущей свою родословную от самой Фатимы, дочери Пророка Мухаммеда) и воспитанный в лучших традициях мусульманской духовности, он рано соприкоснулся не только с исламской догматикой, но и с миром народной мистики. Мальчик сполна впитал стихию того поэтичного, противоречивого и странного мировоззрения, которое было характерным для жителей Средней Азии в ту беспокойную эпоху, когда происходило активное смешение, слияние и приспосабливание друг к другу различных по характеру и генезису верований и обычаев соседних народов.

Родители, Ибрагим Ата и Карашаш Ана, позже также были причислены к лику праведников. В Сайраме существует мавзолей над могилой отца, фатимида Ибрагима-Ибн-Махмуда-Ибн-Ифтихара, который считается одним из чтимых местных святых. Там же и уважаемый мазар, в котором покоится прах матери - почти в самом центре старого города, на краю древнего кладбища.

Читайте также
Где упокоены великие казахи

По преданию, Карашаш-ана была женщина "красивая, волевая и мудрая" и оказала большое влияние на сына в его детские годы. Женщина тут, на краю исламского мира, на границе степей, всегда занимала заметное место

Встреча с Хызром и чудеса детства

Разделить биографию и агиографию Хазрета невозможно. Тут всё упирается в вопрос веры. Утверждают, к примеру, что однажды юному Ахмеду являлся сам Хызр. Без участия которого редко обходятся жизнеописания туркестанских святых.

Хызр являет одну из самых таинственных фигур местной духовной вселенной. Некоторые считали его пиром – покровителем степей, а заодно трав, скота и путников. Другие связывали доброго старца с одним из тех избранных, кому Аллах при жизни даровал бессмертие, дабы бродил он меж людей по странам и царствам и сеял всюду божественные семена веры. Именно Хызр предсказал маленькому Ахмеду необычную и нестандартную жизнь.

Впрочем, многих односельчан гораздо больше возбуждали сугубо практичные способности самого юного Ахмеда. Так однажды, например, он махнул своим посохом (на который опирался с юных лет), и в огороде отца исчезли все сорняки. Много говорили и про источники, что появлялись тут и там в сухих местах благодаря ударам этого самого посоха…

Аманат Арслан-баба

Читайте также
Туркестан: завоёванный, отвоёванный, взятый приступом и прихваченный мимоходом. Сколько раз за свою биографию он переходил из рук в руки

А ещё "знающие люди" утверждали, что знаменитый шейх Арслан-баб (Арстан-баб) передал мальчику "аманат Пророка", полученный пятьсот лет назад от уходящего Мухаммеда.

Аманат – залог непрерывающийся традиции, символ веры. Но для непосвящённых это была простая косточка хурмы, которую святой Арслан-баб пять веков таскал за щекой. Таскал, пока не пришёл однажды в Испиджаб и не встретил мальчика, который без обиняков заявил: "Уважаемый! Отдайте мне моё!"

Считается, что через своего святого наставника богоизбранный отрок напрямую соединился с Пророком, почерпнув духовную силу из первоисточника. Потому-то и после смерти оба суфийских святых (Арслан-баб похоронен невдалеке от Туркестана на пути к Отрару) остались связанными невидимой нитью. Во всяком случае, мавзолей Хазрета "не желал" строиться ранее, чем будет закончен мазар учителя.

Благословенная Бухара. Юсуф Хамадани

В отличие от современных псевдосуфийских тренингов и всяческих ускоренных курсов повышения квалификации дервишей, в классические времена процесс духовного восхождения от ученика-мюрида до наставника-шейха и провидца-ишана - считался делом длительным и многотрудным и давался не каждому. Большинство суфиев так навсегда и оставались нищими дервишами, обречёнными на вечные странствия в поисках пропитания. И лишь единицам суждено было пройти весь Путь до конца, снизу – доверху. Одним из прошедших и стал Ахмед из Сайрама, отправившийся учиться в "Благословенную Бухару", центр среднеазиатской учёности.

Когда юный провинциал появился в Бухаре, он вполне мог затеряться в толпе таких же молодых людей, со всех сторон стекавшихся под "Купол Ислама на Востоке". Наверное, и вся его история сложилась бы совсем иначе, если бы он, с его жаждой служения Аллаху, попал в одно из многочисленных медресе ортодоксального магометанства. Но судьба вела его другим путём и не отвратила от встречи с шейхом Юсуфом Хамадани.

Читайте также
Непридуманные дервиши. Их гламурные последователи вряд ли ведают, какими они были на самом деле

В пёстром, богатом событиями, веяниями и течениями, обильном экстравагантными мыслителями, авантюрными персонажами и истинными подвижниками центре среднеазиатского Ислама шейх Юсуф Хамадани слыл весьма заметной фигурой. Глава влиятельной школы мистиков, хранитель "зикира" - тайной молитвы, по преданию, заповеданной Пророком своим ближайшим последователям, он за свою почти столетнюю жизнь успел 38 раз побывать в Мекке и воспитать 213 шейхов, которые растеклись из Бухары по всему миру. Одним из 213-ти и стал Ахмед из Сайрама.

От ишана до шейха

Мы мало что знаем о "бухарском" периоде жизни подвижника (по некоторым сведениям, он продолжался 40 лет). Все эти годы восхождения он терпеливо преодолевал путь от мюрида и дервиша – до ишана и шейха. И, в конце концов, после смерти Хамадани в 1140 году возглавил завещанное дервишеское братство – "ходжагон".

За это время он, конечно же, прошёл немало дорог (что подразумевала суть дервишеского подвижничества), возможно, успел поучиться мудрости в университетах Персии и Сирии, несомненно побывал в Мекке и приобрёл право называться Ходжой (впрочем, по другой версии, эта приставка выдаёт его принадлежность к клану ходжей). Но пока ещё не стал ни Хазретом, ни Ясави.

Из Бухары в Ясы

Истинное величие Ходжи Ахмеда - в его вечной неуспокоенности, неудовлетворённости собой. И очень характерно, что он бросает все блага своего положения в Бухаре и уходит в Ясы, небольшой городок на самой границе Великой Степи, расположенный невдалеке от могилы первого наставника - Арслан-баба. Чтобы здесь начать всё заново.

Ясы-Туркестан – стал городом Ходжи Ахмеда Ясави неслучайно – Хазрет прибыл сюда с миссией, и в силу этого никаких случайностей быть не могло. А миссия Ахмеда Ясави заключалась в исламизации тюрков-кочевников, вольных обитателей Великой Степи. И трудно было найти город более удобный для исполнения этой задачи, нежели Ясы, расположенный одновременно на самой границе кочевой и оседлой цивилизации, и в то же время – не очень далеко от среднеазиатских исламских центров.

Здесь-то и заканчивается путь исканий и начинается путь служения, новый этап жизни Ходжи Ахмета Ясави, который потребует специального исследования. Мы к этому наверняка ещё вернёмся.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов, источники XIX века.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Исторические претензии и внешнее воздействие – главные препятствия в интеграции стран Центральной Азии
Максим Крамаренко: Говорить о реальном политико-экономическом единстве региона пока рано
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Микробизнес под микроскопом – государство изучает, но не помогает
Казахстанские ИПшники выживают вопреки системе, придуманной вроде как для них
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Стабильность ЕНПФ ценой потерь вкладчиков
Пенсионные накопления растут, но почти половина денег по-прежнему работает в минус
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента