Игорь Пискунов: Творчество – это глоток свободы

2862 просмотров
0
Вадим БОРЕЙКО
Четверг, 24 Авг 2017, 11:00

Вадим Борейко продолжает беседу с режиссером Игорем Пискуновым в цикле интервью «Лица Казнета»

На снимке: Игорь Пискунов и продюсер, сценарист Разия Хасанова.

Продолжение. См. начало: «Игорь Пискунов: Толоконников не только Шариков».

Читайте также
Игорь Пискунов: Толоконников не только Шариков

Театр одного актера в фейсбуке

- Игорь, первую часть нашего разговора мы посвятили памяти артиста Владимира Алексеевича ТОЛОКОННИКОВА, в середине июля ушедшего из жизни. Сейчас пришло время объяснить, почему я отнес тебя к «лицам Казнета». Мой выбор может показаться странным: вроде ты не записной блогер, не ЛОМ («лидер общественного мнения»), чьё имя в соцсетях на слуху, а свой аккаунт посещаешь по настроению. Но у меня была на то уважительная причина. Ты едва ли не единственный среди моих френдов в фейсбуке вайнер (кстати, значение этого слова ты не знал, пока я тебе не сказал). Но не просто постишь короткие видеоролики или трансляции, а разыгрываешь перед камерой смартфона 20-30-секундные документальные микроспектакли на заграничной натуре. В которых сам и выступаешь в главной роли. Рассказывая о том, что тебя в данный момент окружает, а иногда и лично участвуя в происходящих событиях. Назвал ты свой цикл хитромудро – «5-тью 6-веник». Словечка в простоте не скажешь. Нет бы просто – «Путешественник». Ну да ладно. Как бы то ни было, этот формат хорошо лег в твою профессию режиссера. Так что это для тебя – еще один канал для творческой реализации?

- Прежде всего, это острое желание поделиться. Когда ты просто говоришь о том, что видишь вокруг, - это немного не то. А живая эмоциональная реакция всегда «бьет» по тому, кому рассказываешь.

- Я заметил, что энергия рассказчика всегда передается слушателю и зрителю.

- А положительную энергию ты не получишь здесь (в соцсетях. – Ред.). И я очень радуюсь, что есть немедленный и живой отклик на мои «микрометражки». Меня это вдохновляет. Но если мне нечего сказать или показать – я молчу.

- То есть в фейсбук, как на работу, не ходишь?

- Не хожу.

Читайте также
Любовь в параллельных вселенных

То, что не хочешь делать, не делай

- Ты на телевидении с начала девяностых?

- С 1991 года.

- И всё это время ты снимаешь клипы, программы, сериалы – телепродукт интересный и качественный. Но он по преимуществу коммерческий. За него тебе неплохо платят. В 2006 году ты отказался от наемной работы и стал предпринимателем: создал собственную успешную продакшн-студию MediaZavod (где снимаются программы как на русском, так и на казахском языках). Это понятно: у тебя большая семья, четверо детей, которых, как ты сам говоришь, сделал в «рабочем порядке» и которым нужно дать образование, более чем достойный дом, который надо содержать. Но раз в несколько лет тебя торкает сотворить нечто на театре (спектакли «Тот, кто получает пощечину», «Лекция о вреде табакокурения» и «Танго») или в кино, в «большом метре» (фильм «Раз в неделю»), которое не только не приносит серьезных денег, а порой приходится вкладывать свои. Какова мотивация таких лирических отступлений в бескорыстную сферу, когда в тебе засыпает телебизнесмен?

- Действительно, мои художественные «выходы в свет» не связаны с телевидением. Как это ни обидно сознавать, но телепродукт стал обыденным. Его творческая острота притупилась. А в театре или кино я не зарабатываю деньги, но зато получаю такой мощный энергетический и творческий импульс от ситуации, от дела, которое ты делаешь, что этого запала хватает на пять лет. Когда не погрязаешь в рутине, а нормально «двигаешься» и соображаешь.

На снимке: Игорь Пискунов в студии MediaZavod на съемках программы «Тамаша».

Хотя и в «чистом творчестве» случаются неудачи. У меня был, как я считаю, провал на постановке «Тот, кто получает пощечину» по пьесе Леонида АНДРЕЕВА. Что-то не пошло изначально. Горения не было. Хотя был звездный ансамбль и все условия. Все! Она шла недолго, и ее закрыли. Ты знаешь, я не очень хотел делать этот спектакль. Но стал заложником обещания Юрию Борисовичу ПОМЕРАНЦЕВУ (родился в 1923 году, ведущий артист Русского академического театра драмы им. Лермонтова, патриарх казахстанской сцены. – Ред.). Я тогда понял одну вещь: то, что не хочешь делать, не делай. Даже если у тебя есть малейшие сомнения. Творчество – это глоток свободы, и его надо беречь.

Читайте также
Кто в Казахстане жил, тот в Цирке дю Солей не смеётся

Фильм как подарок к своему юбилею

- Зато после спектакля «Танго» по пьесе польского драматурга Славомира МРОЖЕКА, поставленного в начале 2000-х, тебя ждал успех.

- Его отметила критика. На фестивале «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге он получил приз. На сцене Лермонтовского «Танго» за семь лет прошло больше ста раз.

- Давай поговорим о твоем фильме «Раз в неделю», поставленном по пьесе американца Джеффа БАРОНА «Визиты к мистеру Грину». Да, его показали на кинофестивале «Евразия», оценили специалисты, Померанцев получил приз за главную мужскую роль. Но тебя не задевает, что лента не попала в прокат и зритель может ее видеть только в небесах – на борту лайнеров «Эйр Астана»?

- Наверное, займусь его продвижением. Крепкий продукт, причем не стареющий, и в этом его прелесть. А если честно, фильм я снимал на свои деньги к моему 50-летнему юбилею. Это был некий отчет. Перед друзьями, родными…

- Наверное, прежде всего, перед самим собой.

- Конечно. Я закончил его впритык. Последние две ночи озвучки перед премьерой, которая состоялась 3 октября 2014 года в кинотеатре «Арман», были бессонными. И когда она прошла, ты знаешь – я успокоился. И для меня не так важно, что его мало зрителей посмотрело.

- То есть тебе достаточно ощущения хорошо сделанного дела?

- Я итоги подвел этой половине века. По-настоящему. По гамбургскому счету. А время фильма, наверное, еще придет. В Израиле хочу его показать (два главных и единственных героя картины – евреи. – Ред.). Ты не представляешь, какие отзывы оттуда!

- Я тебе это еще три года назад советовал. Основная аудитория ленты – там.

- Но главное от этого фильма я уже получил. Потому что задачу выполнил.

Постер к фильму «Раз в неделю».

Читайте также
Элита – это пассионарии культуры, а не гопники в кресле министра

Приятного аппетита, господа артисты!

- В периоды творческого «извержения», да и в обыденной телевизионной работе ты опирался и опираешься главным образом на артистов старшего поколения – Юрия Борисовича Померанцева, Геннадия Николаевича БАЛАЕВА и недавно ушедшего из жизни Владимира Алексеевича Толоконникова. Почему?

- Когда понимаешь, что не форма главное, а содержание, то начинаешь ценить каждый момент общения с людьми, которые опытнее тебя, лучше тебя знают профессию, у которых можно учиться.

- О Толоконникове мы подробно говорили. Расскажи о Померанцеве и Балаеве.

- Всё началось с Геннадия Николаевича, которого еще в девяностых я снимал в рекламе и во всех программах, начиная с самой первой – «Мальчиш Плохиш». Он был моим талисманом. В 2000 году, когда я уже десять лет делал телик и изголодался по настоящей творческой работе, в шутейном разговоре с Рубеном Суреновичем (художественный руководитель Лермонтовского театра с 1983 года. – Ред.) попросил разрешения поставить спектакль. Он тоже как бы шутя ответил: «Давай!» Я принес ему пьесу «Танго», которая нравилась мне давно, хотя абсолютно ее не понимал. И он почему-то согласился.

На снимке: Игорь Пискунов с Геннадием Николаевичем Балаевым.

Я пошел к Балаеву: «Вот пьеса. Выбирайте любую роль». Он прочел, выбрал и говорит: «А старика должен играть Померанцев, героинь – ДОЛМАТОВА, НЭЛЬСКАЯ». В общем, назвал одних звезд. Я оторопел: «Да вы что?» Тут нужно понимать, кто такой в театре Померанцев. До этого тридцать лет подряд, завидев его, я прижимался к стенке и здоровался дрожащим голоском. Он отвечал «здравствуйте», но точно меня не помнил. А Балаев дает Юрбору бешеные рекомендации и назначает время. Прихожу к Юрию Борисовичу. «Геннадий Николаевич неплохо о вас говорил, молодой человек. Я прочел пьесу. Скажите мне: про что она?» «Про любовь», - отвечаю первое, что пришло в голову. Потому что на самом деле не знал, про что пьеса. Короче, первая встреча у нас получилась. И я вдруг понимаю, что всё складывается, всё собирается. И мне вдруг стало так страшно!

Распределили роли. Андриасян собрал исполнителей, чтобы познакомить их с новым режиссером. А сам вышел из кабинета, оставив меня наедине с ними и пожелав на прощанье: «Приятного аппетита, господа артисты!» (Смеется.)

Читайте также
Померанцеву – 94!

Померанцев не может дружить, не работая

- Потом началась работа. За два месяца мы поставили первый акт. И перед уходом артистов в отпуск я показал его. Это был полный провал. Ужас просто. Я не знал, как слинять из проекта. Тут Юрий Борисович говорит:

- А что мы делаем 1 августа?

- Вы же уезжаете на гастроли.

- Я никуда не еду.

- Давайте поближе к сентябрю соберемся, - начинаю я увиливать.

- Ну а что мы в августе будем делать? У нас же первый акт провальный.

Мы с Юрием Борисовичем стали разбирать пьесу с самого начала. И через месяц, когда артисты вернулись с гастролей, я уже знал, каким будет спектакль. И про что он будет. А вообще я за него взялся, потому что придумал «фишку».

- Экран над сценой, на котором периодически включается параллельное действие?

- Экран, да. Он же дает дополнительный объем. Когда стало получаться, я уже было хотел обойтись без него. Но Померанцев настоял: «Ни в коем случае не отказывайтесь. Это очень интересная идея».

На снимке: Игорь Пискунов с Юрием Борисовичем Померанцевым.

И вот после успеха «Танго» мы с Юрием Борисовичем начали дружить. Хотя у нас разница в возрасте – больше сорока лет: ему в этом году исполнилось девяносто четыре. А дружить, не работая вместе, для него невозможно. Пустую болтовню он не принимает. Мы долго искали и, в конце концов, поставили телевизионный спектакль-монолог «Лекция о вреде табакокурения» по ЧЕХОВУ. Он длится 20 минут, а работали над ним год, разбирая каждую фразу. И я снова получил творческий заряд на несколько лет.

- А потом был фильм «Раз в неделю».

- Первый акт пьесы Барона «Визиты к мистеру Грину» поставили сначала в театре, но затем тормознули. И я стал делать из нее кино.

- Померанцев помогал тебе как режиссеру?

- Юрий Борисович вообще никогда не лез в режиссуру. Ни разу. Он вроде как занят своей работой. Но бывают такие моменты. Скажем, съемку начали в девять утра, в семь вечера смена закончена. Я командую: «Всё, стоп! Все свободны». А он говорит: «Подождите, у нас же на завтра не решено. Давайте пройдем эти сцены». В этом отношении он строг.

- Почему ты выбрал в партнеры Померанцеву в этом фильме Родиона ТОЛОКОННИКОВА, сына Владимира Алексеевича? Когда я был на премьере, то пропустил титры и подумал, что это какой-то американский парень, которого дублировали: настолько он показался «не нашим», нездешним.

- Родю я знаю с его детства. Я помнил его маленьким чумазым ребенком в доме на плодике. А на роль молодого Росса ГАРДИНЕРА мы искали актера по всему Казахстану. Но везде – деревня и деревня. А там должен быть чувачок с лоском. И вдруг Юрбор говорит: «Два года назад меня приходил поздравить с премьерой Родион Толоконников. Он во ВГИКе учился, у него есть московский лоск». С помощью Алексеича связался я с Родей, он выслал мне видео каких-то своих отрывков. Но по ним было трудно составить мнение. А когда он, в конце концов, приехал и я снял пробы, стало ясно: Родя – тот, кто нужен. Он очень киногеничный. Потом, он нервный. Истерик внутри, кем его отец никогда не был. А это то, что надо. На людях он держал себя и всего раз сорвался, когда одна сцена не выходила. Поначалу Родя побаивался Юрия Борисовича. Но Юрбор так его к себе расположил - он это умеет, - что Родион в нем утонул. А я получил большое наслаждение от их игры.

Читайте также
Какая у нас репутация в Голливуде

Уроки мастеров

- Когда у тебя дома мы общались с Балаевым, мне показалось, что он до сих пор несколько снисходительно, что ли, относится к Толоконникову-старшему как к актеру. (На его похороны в Москве вы должны были ехать ранним завтрашним утром.) Поправь меня, если ошибаюсь.

- Они ровесники, были партнерами сорок лет, и каждый знал другого как облупленного. Если, например, Юрбор постоянно такой, какой он есть, то Геннадий Николаевич всегда немножечко играл. И у них с Алексеичем повелась игра такая, что Балаев – вечный принц. Потому что всегда был занят в главных ролях, а Толокоша очень долго – в эпизодах.

- Еще мне померещилась – наверное, тоже ошибочно – некая ревность Балаева к Толоконникову. Он же – первый номер. Звезда театра. Жуир. Любимец публики и женщин, даже в свои семьдесят семь. А у Алексеича лицо словно топором вытесано. Но именно ему выпадает один шанс из миллиона – роль Шарикова в кино, ставшая хрестоматийной, и последовавшая за ней слава. Хотя, может, в этом и есть высшая справедливость.

- По-любому Геннадий Николаевич выиграл. Он и сейчас прекрасно выглядит. А Толоконников умер.

- Какие главные уроки преподали тебе эти три мастера?

- В творческом споре Юрий Борисович не давит авторитетом, настаивая на своей позиции, а смотрит на ситуацию как бы сверху и филигранно взвешивает все доводы «за» и «против». И если твой аргумент сильнее –соглашается с ним. Кроме того, Померанцев – примерный ученик школы СТАНИСЛАВСКОГО: в каждой роли играет не себя в предлагаемых обстоятельствах, а героя. Он не сжигает внутренний ресурс «до полной гибели всерьез». После спектакля Юрий Борисович устает физически, но не морально. Поэтому он великий актер и так долго живет. И, несмотря на возраст, никогда не позволяет себе расслабиться: на репетиции в театре или на съемки всегда приходит минут за пятнадцать до начала. И не было случая, чтобы он пришел неподготовленным.

Геннадий Николаевич всегда, как сейчас говорят, «на позитиве». Легкий человек и как артист – абсолютный «органик». Он даже роли учит в туалете.

В 1986 году, еще до «Собаки», мы снимали рекламу бани «Арасан», где было три героя – Алексеич, Балаев и я. Что запомнил: Толоконников – нечеловечески дотошный, докапывался до каждой детали. И мы отснялись, только когда его, наконец, всё устроило.

А вообще мне дико повезло в жизни, что встретился с такими людьми.

Окончание следует.

Фото из личного архива Игоря Пискунова.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента