Жарас Ахметов: По большому счету, надо бы отдалиться от России

23085 просмотров
0
РАТЕЛЬ
Четверг, 04 Июн 2015, 16:14

Почему Казахстану надо развивать альтернативные маршруты

Россельхознадзор намерен запретить транзит мяса птицы из США и рыбной продукции из Латвии и Эстонии через территорию России в Казахстан. Таким образом Россия борется с контрабандой: «Есть ряд фактов, что поставщики, которые не хотят работать чисто и легально, берут разрешение на поставки в Казахстан, но идущая транзитом продукция на территории России где-то «растворяется». Эта проблема довольно серьезная, большая часть продукции, которая запрещена к ввозу, поступает (в РФ – Ред.) таким путем», - заявила пресс-секретарь Росссельхознадзора Юлия МЕЛАНО. То есть все казахстанские предприниматели априори считаются контрабандистами и проще вообще запретить казахам возить запрещенные товары через территорию России, чем ловить недобросовестных участников рынка.

Мы попросили известных экономистов Жараса АХМЕТОВА и Галима ХУСАИНОВА ответить на вопрос: означает ли эта мера торговую блокаду Казахстана, и что мы должны предпринять в этой ситуации?

Жарас Ахметов:

- Нет, речь не идет об экономической блокаде. Речь идет об извилистых путях российской бюрократической мысли и нашем неумении отстаивать свои позиции на переговорах. Россия вляпалась по самые уши в ненужный ей конфликт с Украиной. С присущим ей высокомерием и неумением предвидеть Россия ввела свои контрсанкции. И выяснилось, что они в рамках Таможенного союза не работают. Теперь Россия ищет способы их отладить, чтобы они хоть как-нибудь работали. Это как криво построить дом на ненадежном фундаменте, а потом его все время ремонтировать. Наши же никак не могут определиться - послать Россию с ее капризами или продолжать строить общий дом. ЕАЭС должен был стать венцом нашей политики. А в результате стал головной болью. Весь интеграционный процесс, как чемодан без ручки - и выбросить жалко, и нести тяжело. К сожалению, у нас нет выигрышной стратегии - мы слишком сильно зависим от России. Переориентация на Китай, во-первых, не даст быстрого результата, а во-вторых, хрен редьки не слаще. Нам остается только искать возможности минимизировать ущерб. И ждать, когда в России выйдут из психоза. С точки зрения минимизации ущерба надо отстраивать логистику через Азербайджан, Грузию и Турцию. Мы что-то делаем в этом направлении, но без должной энергии и последовательности. По большому счету, надо бы отдалиться от России. Но здесь слишком много непросчитаемых рисков.

 

Галим Хусаинов:

- Скорее, похоже на борьбу с контрабандой. Правда, используют недопустимые инструменты. Запрет транзита груза в третью страну не является рыночной мерой и больше относится к административным действиям. С формальной точки зрения нужно такие вопросы выносить на высший орган управления ЕАЭС и конкретизировать правила транзита грузов через границы стран участников ЕАЭС. Ведь если ограничивать передвижение товаров, то какой смысл в таком союзе? Фактически нужно развивать другие транспортные коридоры, например, через Китай, Каспийское

море, Туркмению. Чем больше будет таких маршрутов, тем легче нам будет строить отношения с Россией.

Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Казахский язык спасут не деньги, а новая педагогическая философия
Почему миллиардные траты не повышают качество преподавания госязыка
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента