Как "КазМунайГаз" дотирует посредников и перекупщиков

9448 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Понедельник, 20 Мар 2023, 14:15

Российский дизель должен спасти Казахстан

О том, что пришла весна, казахстанцы узнают не по пению птиц, а по дефициту дизельного топлива на заправках.

Читайте также
Две цены за дизель

В Алматы в конце прошлой недели владельцы дизельных авто рыскали по городу в поисках горючего. Городской акимат подтвердил наличие проблемы. "В настоящее время в г. Алматы наблюдается возросший спрос на дизельное топливо со стороны владельцев большегрузного транзитного транспорта из Алматинской области и других регионов. На отдельных АЗС г. Алматы могут возникать случаи нехватки дизельного топлива, связанные с проведением планового ремонта, начавшегося с 15 марта 2023 года, на нефтеперерабатывающем заводе "ПетроКазахстан Ойл Продактс" в Шымкенте", – говорится в сообщении городского управления предпринимательства и инвестиций. Одновременно появились сведения об отсутствии дизтоплива на многих заправках по трассе "Тараз-Алматы" и в Южно-Казахстанской области.

Традиционно виновным за сезонный дефицит дизтоплива назначается транзитный грузовой транспорт. По данным Пограничной службы РК, в 2022 году ежедневно в страну заезжало около 4,4 тысячи единиц грузового транспорта, из которых 70% – с иностранной регистрацией. Они до отказа заливают баки более дешевым, чем в России и Узбекистане, топливом, и поэтому его не хватает казахстанцам – это версия министерства энергетики. Чтобы решить проблему, в августе прошлого года в Казахстане были введены дифференцированные цены на дизель – большегрузы с иностранной пропиской должны покупать топливо на казахстанских АЗС по более дорогой цене.

Однако – парадокс! По данным Общественного фонда "Energy Monitor", среднем казахстанские АЗС реализуют 260 млн литров дизтоплива в месяц, из которых по 450 тенге за литр (иностранный транспорт должен заправляться по такой цене) реализуется не более 2 млн литров в месяц. Это менее 1 процента"! Механизм дифференцированных цен, как и любые запретительные меры в условиях "рыночной" экономики, показал свою неэффективность. С физикой не поспоришь: всякое действие порождает противодействие.

Читайте также
Кыргызстан требует казахстанский дизель задёшево

А значит, нужно честно признать, что огромные объемы предназначенного для продажи по "социальной цене" (230-260 тенге за литр) дизеля уходит по "серым схемам", и маржа идет не поставщику нефти, не переработчикам, а прослойке "помогаек", обеспечивающих заправку иностранного транзитного транспорта по внутренним, более низким, ценам.

Плановые ремонтные работы на Шымкентском НПЗ продлятся до 8 апреля, и если не принять экстренные меры, завтра дизель будет лимитироваться по талонам. Спасательный круг министерство опять ищет в России – как заявил министр энергетики Болат АКЧУЛАКОВ, Казахстан планирует импортировать из РФ в текущем году до 850 тысяч тонн дизельного топлива. В прошлом году этот объем составил 100 тысяч тонн.

Проблема в том, что российский дизель дороже в полтора-два раза, а значит, кто-то должен покрыть убытки. Кто это будет, гадать не приходится, как и в прошлые годы - нацкомпания "КазМунайГаз". Через дешевые цены на горюче-смазочные материалы нефтяная отрасль вот уже тридцать лет субсидирует другие отрасли экономики страны. Однако растущей конкурентоспособности этих отраслей (сельское хозяйство, международные грузовые перевозки и др.) в сравнении с соседними странами, увы, пока не видно. Так, к примеру, при средней цене дизеля в Узбекистане в пересчете на тенге в 544 тенге за литр тамошние дехкане, а не казахстанские аграрии, заваливают регион овощами и фруктами. Так кого де-факто дотирует "КазМунайГаз"? Посредников и перекупщиков на топливном рынке.

Фото: из открытых источников.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Исторические претензии и внешнее воздействие – главные препятствия в интеграции стран Центральной Азии
Максим Крамаренко: Говорить о реальном политико-экономическом единстве региона пока рано
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Микробизнес под микроскопом – государство изучает, но не помогает
Казахстанские ИПшники выживают вопреки системе, придуманной вроде как для них
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Стабильность ЕНПФ ценой потерь вкладчиков
Пенсионные накопления растут, но почти половина денег по-прежнему работает в минус
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента