Кошкарата – золотой ключик города Шымкента

7518 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Воскресенье, 04 Мая 2025, 18:00

Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова

Действительно, если исходить из того, что любая история истекает из географии (а автор всегда опирается именно на это), то своим появлением Шымкент обязан двум географическим объектам. Первый из которых –таинственная речушка Кошкарата. (А вторая – взметнувшаяся над ней горка – природная крепость, на которой и возник город). 

Именно эта хрустально чистая речка (не ручей!), целиком и сразу изливающаяся из-под земли мощными ключами, сразу же задрала планку качества жизни тех, кто поселился в этом месте, на недосягаемую высоту относительно всех прочих окрестных жителей. Жителей старого Чимкента, считавшегося своеобразной здравницей Туркестана, вовсе недаром отличало завидное здоровье – ведь они потребляли самую здоровую воду в регионе! 

Тот, кто знает юг Казахстана не понаслышке, бросив взгляд на прозрачные студёные воды, в которых таинственно колышатся рыжие водоросли и мелькают стайки рыбы, проникнутся почтением и завистью. Ибо любая вода для Туркестана – золото. А такая – золото, приправленное изумрудами и сапфирами! 

Каких-то масштабных исследований генезиса Кошкараты не проводилось. А потому с каждым годом появляется все больше вариантов, напрямую с наукой не связанных. Тем более что река в самом названии своём несёт признаки заведомой святости. Так что на наших глазах этот объект из простого гидрографического превращается в сказочный оздоровительно-целительный. Весть о чудесных исцелениях передается из уст в уста и множит число желающих приобщения.

Надо признать, что сам суфийский святой Кошкар-ата, мюрид Ахмеда ЯСАВИ, чьё имя и получил поток, каким-то явным своим присутствием тут не засветился. Его мавзолей на берегу – явный новодел. О нём не упоминается ни в трудах корифея туркестанской археологии XIX века И. А. КОСТАНЬЕ, ни в масштабном "Своде памятников Южно-Казахстанской области" 1994 года. Да и многочисленные посетители в основном проходят мазар, не задерживаясь. 

Основное действо разворачивается ныне ближе к истокам. Где оборудованы многочисленные купальни и сходы к реке. Чтобы можно было набрать в ёмкости святой водицы и окунуть бренное тело в животворные струи. Чем жители южного мегаполиса (самого южного) с самозабвением и занимаются. Простое светское желание горожан - просто охладиться тут во время неистового шымкентского лета, как того требует душ - натыкается, правда, на противление более ортодоксальных паломников, устанавливающих свои жёсткие правила. И это хорошо, по крайней мере, для самой Кошкараты. 

Отношение горожан к своей поилице было... Скажем так, неоднозначным. Название чудо-речки (в варианте Кочкарата), "вытекающей из горы", мне лично известно с детства - от родившегося в Шымкенте отца и предков, живших в городе (который они по ономастическому недоумению величали Чимкентом) с начала 20-х годов прошлого столетия. Где-то на берегу стояла кузня, в которой когда-то в молодости работал дед и куда ездил по скользкой тропинке вдоль берега на велосипеде (пока однажды не соскользнул в воду вместе со своим педальным конём). Именно Кочкарату (наряду с Базаром) пращуры считали главной примечательностью своего Чимкента. Реке, правда, не поклонялись, её использовали. Для орошения садов-огородов и утоления собственной жажды. 

Во время одной своей поездки в Чимкент, в 1980-е, я решил отыскать ту "пещеру", из которой истекала река детства отца. И это было не так просто, приходилось несколько раз уточнять у прохожих, а потом пробираться по тропинке через дикие заросли тростника, вдоль склона горы, поверх которой с грохотом проползали бесконечные товарные поезда. Увиденное не потрясло воображения. В своём дневнике я записал: "…Вчера побывал у истоков Кочкараты. По отцовским рассказам ожидал большего. На деле – болотце в овраге с родниками".

Ныне истоки загорожены от праздного люда решёткой. А сама речка, облагороженная и приглаженная многочисленными запрудами и набережными, превратилась в своеобразный парк с беседками и тротуарами, где так приятно гулять в любое время дня и года. И то, что всё это ныне обладает неким заповедным статусом – очень естественно. Ведь речь идёт о речке не простой. А - золотой. По крайней мере, для Шымкента и его жителей. 

Андрей Михайлов - писатель, автор географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов. 

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Почему госпрограммы в Казахстане не доживают до конца
К 2025 году национальные проекты снова уходят в «концепции»
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Метания правительства: реформа или откат к ручному управлению?
Экстренные меры по стабилизации экономики перечеркивают логику заявленных преобразований
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента