Отчего казахстанские кинофестивали проигрывают свадьбам?

3057 просмотров
0
Карим КАДЫРБАЕВ
Понедельник, 10 Апр 2017, 15:30

Как фестивальное движение в родном отечестве идет на спад

Читайте также
Песня про зайцев Арыстанбека Мухамедиулы

Красные дорожки, голливудские звезды, сотни и тысячи поклонников, очереди в кинозалах, повышенное внимание прессы и блогеров – все это у казахстанских кинофестивалей… когда-то было.

В последние же годы фестивальное движение в родном отечестве пошло на спад. Оно и понятно, в Казахстане из всех искусств важнейшим всегда оставался спорт (особенно силовые его виды), нежели кино.

Тем не менее, хотя бы раз в год находились возможности для того, чтобы создавать праздник кино не только для синефилов и критиков, но и для широкой аудитории.

Чтобы понимать, насколько сильно зачахли отечественные фестивали, необходимо не только погрузиться в историю вопроса, но и определиться с характеристиками успешного кинофестиваля.

Кинофестиваль «Евразия» - павший колосс

Единственный в Казахстане фестиваль, который финансировался и продолжает финансироваться Министерством культуры, в своей славной истории почти приблизился к тому, чтобы завоевать статус события класса «А».

Читайте также
Разруха в головах не кончится, пока в культуре царят чиновники и агашки

Президенты и организаторы первых десяти фестивалей, пусть и не совсем уверенно, но пытались нащупать концепцию «правильного» киносмотра. В частности, в первые годы своего существования, когда с кино в стране было ни шатко, ни валко, снималась пара картин в год, да и те не доходили до зрителей, именно «Евразия» хоть как-то оживляла тихое отечественное культурное болото.

Концепция была проста в своей гениальности. Конкурсная программа шла своим ходом и потихоньку заполнялась эстетами и студентами КазНАИ им. Жургенова, а на всеобщее обозрение выставлялся масштабный той с именитыми гостями, раздариванием чапанов, соколиными охотами, непрекращающимися застольями и прочими прелестями казахского гостеприимства.

Да, эстеты были недовольны. Дескать, превращаем культурное событие в балаган. Однако, если вспомнить те же Канны, то любой более-менее успешный продюсер скажет, что самые интересные и успешные сделки реализуются не в кинозалах или официальных мероприятиях фестиваля, а в неформальной обстановке в одном из бесчисленных ресторанов на набережной Круазетт.

Безусловно, официоз был. Были все эти бесчисленные подписания меморандумов о сотрудничестве с турецкими, корейскими, китайскими и, конечно, российскими кинематографистами. Но, пардон, к чему они в итоге привели?

И потом, если исходить из мысли, что «Евразия» была культурным событием прежде всего для жителей страны и города, где она проходила, то едва ли кто-то вспомнит о том, как кому-то активно пожимал руку турецкий продюсер с обещаниями вечной дружбы и любви.

Зато среди алматинцев до сих пор ходят байки о том, как в парке 28 панфиловцев прогуливался ветеран Голливуда Майкл ЙОРК или про внезапную встречу со звездой «Титаника» Билли ЗЕЙНОМ на Зеленом базаре.

И это далеко не самые известные гости фестиваля за первые десять лет существования. В разные годы Казахстан своим приездом осчастливили Сигурни УИВЕР (на снимке внизу), Джон КЬЮСАК (на снимке вверху), Эмир КУСТУРИЦА, Джереми АЙРОНС, Софи МАРСО, Жаклин БИССЕТ, Изабель АДЖАНИ, Вольфганг ПЕТЕРСЕН, КИМ Ки Дук, Ричард ДРЕЙФУС и другие мировые величины кинематографа, а уж количество звезд российского кино и телевидения и вовсе подсчету не поддается.

Читайте также
Оркестр, как государство, бывает демократичным или авторитарным

Так вот, первый тезис о современном кинофестивале – лицом фестиваля, как бы этому не противились эстеты, критики и синефилы, остаются звезды, которые прогуливаются по красным дорожкам и заседают в ресторанах. Именно звездные фамилии придают фестивалю статус не местечковой тусовки, а международного события.

«А как же кино?» - спросят все те же представители интеллигенции. А кино было. Интересное и разное. И те, кто хотел смотреть кино – смотрели кино. Но мухи отдельно, котлеты отдельно. Интеллигенции – кино, а людям, не разбирающимся в эстетике Мохсена МАХМАЛЬБАФА или поэзии КИМ Ки Дука - встреча со звездой сериала «Не родись красивой». Все честно и справедливо.

И можно сколько угодно говорить, что наличие зарубежных звезд – это дорогостоящая и ненужная обертка, но именно она привлекает аудиторию и прессу на любой кинофестиваль. Тем более, что многие приезжали на «Евразию» не столько за деньгами, сколько за возможностью международного сотрудничества. Так, например, приезд Жерара ДЕПАРДЬЕ в 2010 году ознаменовался его работой в трех казахстанских картинах (другой вопрос - последующая репутация актера и качество этих картин).

«Звезды Шакена» - фестиваль-призрак

Официально фестиваль молодого кино «Звезды Шакена» не перестал существовать, а трансформировался в одну из программ «Евразии» под созвучным названием «Созвездия Шакена». Однако былого внимания он к себе не привлекает по ряду причин.

Одним из основных инструментов привлечения внимания к фестивалю является грамотно выстроенная пиар-стратегия. И у «Звезд Шакена» в последние годы существования были большие проблемы с этим направлением. Позицию «мы бедные, но старейшие» едва ли можно назвать удачным вектором пиара, но именно ее придерживалась директор фестиваля Венера НИГМАТУЛИНА.

Вторая позиция, что «Звезды Шакена» в первую очередь нацелены на методико-образовательную программу, тоже своих плодов не дала. Особенно после того, как был создан фестиваль студенческого и дебютного кино «Бастау» за которым стояли тогдашний ректор КазНАИ им. Жургенова, а ныне министр культуры и спорта Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ и экс-президент «Казахфильма» Сергей АЗИМОВ. Двух фестивалей для студентов и дебютантов бюджет акимата потянуть не смог.

Фестиваль экшн-фильмов ASTANA - праздник, который не по карману

Читайте также
Культуру надо где-то хранить

Фестиваль экшн-фильмов Тимура БЕКМАМБЕТОВА просуществовал всего три года, зато успел пошуметь так, как не шумели ни «Евразия», ни «Звезды Шакена» за десять лет.

Этот кейс подталкивает нас к еще одному тезису о позиционировании фестиваля высокого класса. Имидж любого крупного мероприятия складывается из многих факторов, но одним из важнейших является доверие к организатору. Фамилия Бекмамбетов в момент зарождения фестиваля экшн-фильмов ASTANA гремела на весь мир, благодаря успешному прокату боевика «Особо опасен» и запуску проекта «Авраам Линкольн: охотник на вампиров».

И этот фактор привлек внимание со стороны не только столичного акимата и меценатов, вложившихся в астанинский кинофестиваль, но и топовых голливудских кинодеятелей.

В первый год проведения в столицу Казахстана приехали двукратная обладательница премии «Оскар» Хилари СУЭНК, звезда боевиков Дольф ЛУНДГРЕН, легендарный боксер Майк ТАЙСОН, молодой, но перспективный режиссер Гарет ЭДВАРДС (впоследствии снявший блокбастеры «Годзилла» и «Изгой один. Звездные войны. Истории»), режиссер и постановщик боев ЮЭНЬ Ву-Пин, один из самых авторитетных продюсеров Голливуда Харви ВАЙНШТЕЙН и целая плеяда российских звезд, от Дмитрия НАГИЕВА до Владимира МАШКОВА. Прошедшие следом два фестиваля привлекли внимание участием звезды франшиз «Форсаж» и «Обитель зла» Мишель РОДРИГЕС, звезды французского и голливудского кино Венсана КАССЕЛЯ, почетного гражданина Чечни Стивена СИГАЛА и других.

Программа фестиваля пестрела премьерными показами голливудских блокбастеров, до проката которых оставались месяцы. Все это стало возможным благодаря авторитету Тимура Бекмамбетова на мировой арене.

Читайте также
Кайрат Нуртас замахнулся на «Келiн»

Возможно, у кого-то подобное утверждение вызовет скепсис. Дескать, не в Бекмамбетове дело, а в деньгах, и этот кто-то отчасти будет прав. Но давайте обратим внимание на другой пример фестиваля, который плотно связан с именем, вызывающим доверие многие годы.

В 1981 году актер Роберт РЭДФОРД создал институт «Сандэнс» и одноименный кинофестиваль независимого американского кино. И вот уже на протяжении 36 лет «Сандэнс» привлекает тысячи зрителей и кинематографистов, которые стремятся показать свои фильмы в одной из программ. Одним из последних открытий «Сандэнса» стал Дэмиен ШАЗЕЛЛ, получивший в этом году «Оскара» за лучшую режиссуру. И сейчас сложно представить себе «Сандэнс» без авторитета Роберта Рэдфорда, который все это время занимает пост президента.

Чуть менее престижными, но довольно заметными на мировой фестивальной карте являются фестивали «Трайбека», организованный Робертом ДЕ НИРО и «Кустендорф» Эмира Кустурицы. И это по-прежнему тысячи зрителей, внимание мировой прессы и кинематографистов.

А вот закрытие фестиваля ASTANA действительно связано с деньгами. В 2013 году было объявлено, что смотр экшн-картин проводиться не будет в связи с отсутствием меценатов, а финансирование со стороны акимата Астаны будет направлено на другие мероприятия, типа «Казак елi» возле «Хан-Шатыра», которые, по словам тогдашнего начальника управления культуры Самата ТЕРГЕМБАЕВА, вызывают куда больше интереса у астанчан, чем кинопоказы. Ну, действительно, когда еще жители города смогут посмотреть на юрты, джигитовку и исторические костюмы? За исключением ежегодных празднований Наурыза, дня города, открытий и закрытий различных мероприятий типа Азиады и Универсиады и вообще в любой другой государственный праздник.

Фестиваль Clique. Кино – это главное

Читайте также
Как я фестивалила

Самый молодой кинофестиваль страны, за которым стоят усилия всего двух человек – продюсера Наргиз ШУКЕНОВОЙ и программного директора Бориса БАЙКОВА (на снимке).

Clique заявил о себе в 2014 году и моментально вошел в список главных культурных событий Алматы. В отличие от предыдущих неповоротливых махин, Clique привлек к себе внимание своей свежестью. Для Казахстана детище Шукеновой и Байкова стал мероприятием новой формации и ярким проявлением независимости и индивидуальности нового поколения.

Борис Байков ежегодно составляет программу так, что пропустить представленные картины для истинных любителей кино сродни преступлению. Шутка ли, первой картиной, которой открывался Clique, был «Бердмэн» Алехандро Гонсалеса ИНЬЯРИТТУ (впоследствии ставший триумфатором «Оскара») и именно в рамках «Клика» состоялся один из немногих публичных показов нашумевшей картины «Хозяева» Адильхана ЕРЖАНОВА.

Организаторы фестиваля позиционируют свое детище как смотр главного авторского кино года и гордо несут это знамя из года в год, параллельно разрастаясь и инициируя новые проекты. В частности, в 2016 году благодаря усилиям Наргиз Шукеновой была показан первый фильм, снятый на территории Казахстана – документальная картина «Турксиб», над обновленным музыкальным оформлением которой работал композитор Куат ШИЛЬДЕБАЕВ.

И именно Clique демонстрирует нам заключительный и, пожалуй, главный тезис любого успешного кинофестиваля – программа. Наполнение кинофестиваля Clique возбуждает зрительский интерес, даже если зритель далек от авторского кино. Шукенова и Байков подбирают и презентуют картины так, что хочется увидеть все и сразу, и, в отличие от программных директоров других отечественных фестивалей, организаторы Clique работают круглогодично и независимо от того, есть ли финансирование в этом году или нет. Кино прежде всего, а все остальные вопросы решаются по ходу.

Естественно, возникает вопрос, почему Clique удается показать то кино, которое не удается заполучить другим отечественным фестивалям? Возможно, дело в том, что этим фестивалем занимаются истинные фанаты своего дела. По крайней мере, со стороны это выглядит именно так.

Читайте также
ЭКСПО-2017: шоу ценой в 25,5 млрд

«Евразия – 2017»: Воскрешение или похороны?

По законам драматургии мы должны закончить тем, с чего начали. До Clique еще довольно много времени (мы традиционно ждем его в ноябре), ASTANA и «Звезды Шакена» канули в Лету, а «Бастау» традиционно напомнит о себе за неделю до фестиваля (еще одна гениальная привычка отечественных кинофестивалей заявить о себе в последний момент), но уже кое-что известно о кинофестивале «Евразия-2017», который совершенно точно пройдет этим летом в Астане (впервые за многие годы фестиваль возвращается в столицу).

Последние несколько лет «Евразия» медленно впадала в летаргию и окончательно усыпил ее президент последних двух фестивалей Рашид НУГМАНОВ. В первый год правления Нугманова было несколько нововведений, которые вызвали недоумение у многих.

Во-первых, внезапно показы в рамках фестиваля стали платными, что вызвало недовольство у редких постоянных зрителей фестиваля, большая часть которых состоит из (традиционно) бедных студентов профильных ВУЗов. Во-вторых, появились новые и весьма странные должности, типа почетный президент кинофестиваля. Какую функцию несет эта должность и почему ее два года подряд занимала скрипачка и ректор КазНУИ Айман МУСАХОДЖАЕВА, не имеющая никакого отношения к кинематографу, никто не знает. Видимо, потому что в КазНУИ есть факультет кино и телевидения. Еще один вопрос, который лично меня занимает с самого начала – чем президент отличается от почетного президента? И бывают ли вообще непочетные президенты?

И уже во время церемонии открытия кинофестиваля случился конфуз. Нугманов на пресс-конференциях неоднократно заявлял о том, что «Евразия» отказывается платить зарубежным гостям и отныне все прожектора и софиты фестиваля будут направлены на звезд казахстанского кино… но так случилось, что в день открытия «Евразии» большинство отечественных звезд предпочли появиться на свадьбе актрисы и телеведущей Аши МАТАЙ.

Пресс-служба фестиваля соизволила появиться лишь в первый день, раздать бейджи и исчезнуть навсегда, видимо, по каким-то более важным делам. Поэтому с пресс-конференциями конкурсной программы, которые являются обязательной частью любого кинофестиваля, включенного в FIAPF, было сложно.

Во-первых, большинство из них не состоялось ввиду отсутствия спикеров, а те, что состоялись, прошли при практически пустом зале, потому что журналистам сложно задавать вопросы людям, которых они впервые видят, ничего о них не знают, кино не видели и вообще мало заинтересованы в мероприятии. Их сложно упрекнуть: если пресс-служба не заинтересована, то с чего бы интересоваться прессе?

Читайте также
Праздник джаза и свободы

На второй год президентства Рашида Нугманова ситуация несколько улучшилась, но тоже жизнерадостностью не фонтанировала. Спасибо, что хоть красную дорожку перестелили из коридоров торгового центра в более-менее торжественную и традиционную обстановку Дворца Республики.

Впрочем, о второй «Евразии» под управлением Нугманова отлично рассказала Асия БАЙГОЖИНА, в тот год входившая в жюри FIPRESSI. Я же хочу заострить внимание на новообразованной Киноакадемии, в которую вошли сто человек (чьи имена так до сих пор не обнародованы). Дескать, чем мы хуже американцев и европейцев, а создадим собственную киноакадемию и учредим собственные награды, главное, чтобы заявки подавали. И тут еще один конфуз случился. Заявки подала лишь государственная киностудия «Казахфильм» и поэтому премии «Тулпар» получили фильмы, снятые исключительно за счет госфинансирования – «Кунанбай», «Дорога к матери», «Раненый ангел» и «Ореховое дерево». А то, что в указанный Киноакадемией период на экраны вышло около тридцати картин, никто вроде и не заметил.

Неизвестно, вернутся ли в 2017 году к своим должностям президент Рашид Нугманов и почетный президент Айман Мусаходжаева, но мы, как и во все предыдущие годы, надеемся, что «Евразию» реанимируют и вернут ей статус культурного события. Все основные тезисы успешного фестиваля изложены выше, осталось дело за малом, всего лишь четко их соблюдать.

Ну или уже окончательно похоронить «Евразию» и уступить место новому поколению организаторов.

Фото из открытых источников в интернете.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




?> ?>
Инженер
Петиция деген еш пайдасы жоқ зат екен. Жаздың не, жазбадың не, оны тыңдап, қыстырып жатқан ешкім жоқ.
Как нам вылечиться от синдрома Назарбаева
От посадки экс-министра юстиции Марата Бекетаева вряд ли что изменится
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Россия готова продавать газ в Иран дешевле, чем в Центральную Азию
А Казахстан до сих пор не решил, сколько его покупать
Кто такой Петр I: великий реформатор или антихрист
Почему петровская Россия не догоняла, а, наоборот, отставала от Западной Европы
Джо - всё
Камала Харрис начала борьбу за выдвижение на выборах
Неудобный Ионов: губернатор Семиречья, захвативший Памир и утерянный в Алма-Ате
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Исторический weekend. Где, где… В Караганде!
Неожиданная романтика шахтерского города
Отказалась ли павлодарская горбольница от плановых больных – загадка
Официально объявлено, что информация о том, что с 17 по 25 июля приостановлена плановая госпитализация недостоверна, неофициально кивают на паводки
Из-за представления председателя Верховного суда железнодорожники выйдут на митинги против судебного произвола
Почему спор между двумя частными компаниями так заинтересовал Асламбека Мергалиева
Обвиняемый обматерил судью и добавил себе проблем
После отсидки ему придётся усиленно подметать улицы
Полицейский, чуть не убивший ножом замначальника, получил условный срок
Поводом для трагедии стала ссора на работе
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Что за дикари разрушают петроглифы ради щебня и цемента
Вмешаться должен уже сам президент
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.