"Последнее китайское предупреждение" инвесторам Карачаганака

6243 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Среда, 06 Апр 2016, 09:00

Почему Казахстан требует $1,6 млрд от консорциума иностранных инвесторов Карачаганака

Более полутора миллиардов долларов США требует выплатить Казахстан от консорциума иностранных инвесторов, разрабатывающих уникальное нефтегазоконденсатное месторождение Карачаганак в Западно-Казахстанской области. Правительство обвиняет участников консорциума в неправомерном применении нормы о возмещении затрат и неправильном расчете «индекса справедливости», в соответствии с условиями Окончательного соглашения о разделе продукции (СРП), подписанного в ноябре 1997 года. 

Споры, что велись до того в тиши кабинетов, вышли на публику после публикации одним из участников консорциума – российской компанией «ЛУКОЙЛ» – своего отчета по МФСО. Общий размер предъявленных Казахстаном требований составляет, согласно отчету, ориентировочно 1,6 миллиарда долларов. «В настоящий момент ведутся переговоры по мирному урегулированию спора. Руководство («ЛУКОЙЛа» – Ред.) считает, что конечный результат данного разбирательства не окажет существенного негативного влияния на финансовое состояние группы», – пишет компания.

Сегодня, когда мировые цены на нефть едва покрывают себестоимость добычи на старых и в большинстве своем выработанных месторождениях, двумя бриллиантами в нефтегазовой короне страны остаются только Тенгиз и Карачаганак. Достаточно сказать, что Карачаганак дает сегодня около 49% всего добываемого в стране газа и 18% всей нефти. Инвестиции в проект по итогам 2015 года составили 20,6 миллиарда долларов, бюджет Казахстана получил 13,6 миллиарда.

Но нужно иметь в виду, что оба контракта: и по Тенгизу, и по Карачаганаку - надежно защищены режимом налоговой стабильности. И хотя у правительства велик соблазн восполнить с их помощью падения доходов госбюджета, сделать это, к примеру, за счет введения новых фискальных отчислений не так-то легко.

Судя по всему, в правительственных кабинетах решено «бить в ахиллесову пяту» Карачаганакского проекта – в возмещаемые затраты. Дело в том, что режим СРП подразумевает, что все производственные затраты, понесенные участниками консорциума, после их одобрения уполномоченным правительством органом возмещаются за счет продажи добытой нефти, а уже оставшаяся сумма делится в виде дивидендов между всеми участниками проекта и Казахстаном. Как говорят информированные источники, все возмещенные в последние годы затраты будут подвергнуты в ближайшее время казахстанской стороной тщательному аудиту, который может затронуть и другие сферы деятельности, например, экологию.

Последний раз подобный комплексный аудит консорциум проходил в 2010 году, и по его результатам инвесторам были предъявлены претензии в несоблюдении экологического законодательства, сверхнормативной добыче нефти и неполной выплате причитающихся налогов.

Однако шесть лет назад переговоры увенчались успехом, и в обмен на отказ казахстанской стороны от претензий и штрафных санкций консорциум согласился добровольно передать нацкомпании «КазМунайГаз» 5% долевого участия в проекте безвозмездно. Еще 5% были куплены за миллиард долларов, и сегодня казахстанская доля в проекте составляет 10%.

Впервые о том, что Астана обвиняет консорциум в нарушении условий СРП, агентство Bloomberg сообщило еще в октябре прошлого года. Тогда консорциум был оштрафован на 1,8 миллиона долларов. Сумма символическая и выглядела, скорее, «последним китайским предупреждением». Тогда же в профессиональных кругах пошли разговоры, что состав акционеров консорциума (а сегодня в него входят итальянская «Эни»; принадлежащая «Шеллу» британская «Би Джи Груп»; американский «Шеврон», российский «ЛУКОЙЛ» и «КазМунайГаз») может претерпеть изменения. Слабым звеном выглядела доля «Би Джи», ведь по закону Казахстан имел приоритетное право на ее покупку и вполне мог наложить вето на ее переход к «Шелл».

Однако не исключено, что оптимизировать свой портфель активов хочет российская компания. Тем более что в августе прошлого года "ЛУКОЙЛ" продал китайской «СИНОПЕК» практически все свои добывающие активы в Казахстане. Вполне возможно, что в штаб-квартире российского нефтегазового гиганта решили закрыть казахстанское подразделение бизнеса и сосредоточиться на более прибыльных и предсказуемых направлениях. В такой ситуации солидные финансовые претензии со стороны уполномоченного органа могли бы серьезно снизить цену продаваемой доли.

Все же представляется маловероятным, что "КазМунайГаз", обремененный многомиллиардными долгами, будет покупать при текущих обстоятельствах долю для себя. Другое дело – если для кого-то. Например, для Китая, который своего интереса к уникальному казахстанскому месторождению особо-то и не скрывает…

Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента