Пожар залили бензином

10406 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Вторник, 10 Окт 2017, 15:00

Фундаментальная причина топливного кризиса – чрезмерная монополизация рынка ГСМ

На снимке: бывший вице-министр энергетики Асет Магауов.

Читайте также
Читая финансовую отчетность «КазМунайГаза»

Буквально пару дней назад Ratel.kz предсказывал, что правительство, дабы сбить накал страстей, вызванный отсутствием бензина на АЗС, вынуждено будет назначить стрелочников и показательно выпороть их.

Вопрос заключался лишь в том, кого из чиновников от нефти назначат на роль жертвенного барашка.

Во вторник, 10 октября, интрига благополучно разрешилась: на заседании правительства премьер-министр Бакытжан САГИНТАЕВ публично уволил вице-министра энергетики Асета МАГАУОВА и дал поручение председателю правления фонда «Самрук-Казына» досрочно прекратить полномочия заместителя председателя правления нацкомпании «КазМунайГаз» Данияра БЕРЛИБАЕВА.

Судьба чиновничья у нас в стране сродни игре в русскую рулетку. Никогда не знаешь: завтра тебя представят к ордену или распнут под рев толпы. Тот же Асет Магауов еще месяц назад занимал шестую позицию в отраслевом рейтинге влиятельности, составленном информационно-аналитическим журналом KAZSERVICE.

И оценка эта была дана независимыми отраслевыми экспертами, подчеркивающими, что Асет Маратович, выпускник легендарного Московского института нефтехимической и газовой промышленности имени Губкина по специальности «экономика и управление в областях топливно-энергетического комплекса», стажировавшийся в Международном валютном фонде и Азиатском банке развития, и сделавший карьеру с самих низов, с должности экономиста в производственном объединении «Тенгизнефтегаз», является действительно грамотным специалистом, находящимся в министерстве на своем месте.

Читайте также
Асет Магауов: Ситуацию с дефицитом бензина предвидели

Вторым уволенным за бензиновый кризис является Данияр Берлибаев, в разные годы возглавлявший нацкомпании «Казмортрансфлот», «КазТрансГаз», АО «Торговый дом «КазМунайГаз». Соответственно, новичком в бензиновом вопросе его назвать сложно.

Судя по всему, в ближайшие дни топливный кризис пойдет на спад. И в первую очередь, поспособствуют этому экстренные импортные закупки ГСМ, которые поручило осуществить крупным сбытовым сетям министерство энергетики.

Так, как сообщил накануне своей отставки Асет Магауов, «примерно 20 тысяч тонн бензина должна компания «Газпромнефть» импортировать, «КазМунайГаз» уже подписал контракт на 10 тысяч тонн, дополнительный контракт на 20 тысяч тонн уже в стадии подписания. Сегодня-завтра, я думаю, уже его подпишут. Кроме того, «Гелиос», «Синоойл» обсуждают поставки по 20 тысяч тонн с заводов Уфимской группы».

С крупными поставками российского бензина удивительным образом совпало неожиданное падение курса доллара в Казахстане, что позволит понизить цены на импортное топливо и приблизить их к ценникам на АЗС.

В общем, как обычно – пожар залили бензином.

Однако не устранены фундаментальные причины кризиса, а это значит, нет никаких гарантий, что спустя какое-то время, ситуация не повторится еще в более уродливых формах. Ведь одна из основных причин – чрезмерная монополизация рынка ГСМ, который делят между собой несколько крупных оптовиков.

Читайте также
Бензин – если есть, то его сразу нет!

Одним из них является дочерняя компания «КазМунайГаза» – ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері», которая создавалась 8 лет назад как раз для проведения государственной политики на рынке ГСМ и предотвращения рыночными методами ценовых скачков и дефицита бензина в стране.

Ради этого ею было приобретено и построено с «нуля» более 300 автозаправочных станций по всей стране, нефтебазы в регионах, на которых, по идее, должен храниться стратегический запас горючего перед остановкой нефтеперерабатывающих мощностей на ремонт.

Чего и не было сделано нынешним летом.

Так, может быть, доктору стоит не только произвести жертвенное заклание двух топ-менеджеров Минэнерго и КМГ, но и дать оценку всей вертикали, снабжающей бензином казахстанцев?

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
От реформы к катастрофе: как Академия Алтынсарина уничтожает фундамент образования
В Казахстане снова разгорелся скандал вокруг реформ школьного образования
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером