Эксперты предупреждают, что это скажется на национальной безопасности страны
В Казахстане вновь активизировались дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на более дорогое «зеленое». На так называемое устойчивое авиационное топливо SAF (Sustainable Aviation Fuel). На официальном Telegram-канале Министерства энергетики страны был опубликован материал о планах реализации проекта по производству SAF.
Проект обсуждался на встрече вице-министра энергетики Кайырхана Туткышбаева с директором Европейского и Североатлантического регионального бюро Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Николя Ралло. В ходе переговоров также рассматривались перспективы сотрудничества с американской компанией LanzaJet по запуску производства устойчивого авиационного топлива в Казахстане.
По данным министерства, развитие SAF рассматривается как важная часть «зеленой» трансформации страны. Вице-министр отметил, что внедрение таких технологий позволит сократить выбросы парниковых газов в авиационном секторе. Он также сообщил, что отечественные НПЗ готовы перейти на выпуск топлива Jet A-1, а его производство планируется увеличить до 1,7 млн тонн в год к 2032 году.
В сентябре стало известно, что «КазМунайГаз» и LanzaJet перешли к следующему этапу разработки проекта. В Нью-Йорке состоялась встреча председателя правления КМГ Асхата Хасенова с руководством LanzaJet, включая CEO Джимми Самарциса и вице-президента Стефана Тиона. Стороны обсудили итоги технико-экономического обоснования и согласовали дальнейшие шаги по строительству завода по выпуску SAF. По итогам переговоров было подписано рамочное соглашение. Прогнозируемый спрос на SAF в Казахстане к 2030 году может достичь 70 тыс. тонн в год.
Характеристики и ограничения для нового топлива
Напомним, SAF представляет собой топливо нового поколения, производимое из возобновляемого сырья и обеспечивающее сокращение выбросов до 95% при смешивании с традиционным керосином Jet A-1. LanzaJet является одним из лидеров в технологиях «alcohol-to-jet», разработанных при участии Национальной лаборатории Министерства энергетики США.
Сегодня Казахстан использует иные («советские») марки реактивного топлива – РТ, ТС и ТС-1, замерзающие при температурах от –60 до –70°C. Для сравнения, Jet A-1 замерзает при –40…–47°C и не может храниться совместно с используемыми сегодня видами топлива. Кроме того, стоимость производства SAF в 2,5–3 раза выше стоимости традиционного топлива, применяемого в стране.
Ключевые разногласия
Попытки перевести отечественную авиацию на Jet A-1 предпринимались уже десять лет назад, однако проект был заморожен.
Эксперты и отраслевые участники тогда указали на три ключевые проблемы.
Проблема первая – инфраструктура хранения. Все действующие топливные службы аэропортов рассчитаны на РТ, ТС и ТС-1. Для SAF и Jet A-1 требуются отдельные склады и резервуары, что потребует значительных инвестиций, которые в конечном счете могут быть переложены на авиакомпании и пассажиров.
Проблема вторая – температурные риски. В северных регионах Казахстана зимние температуры часто опускаются ниже уровня замерзания Jet A-1, что может привести к ограничению работы аэропортов.
Проблема третья – национальная безопасность. Военные воздушные суда Министерства обороны используют исключительно РТ, ТС и ТС-1. Применение других видов топлива, включая SAF и Jet A-1, не допускается.
Опасения критиков проекта
Некоторые специалисты выражают обеспокоенность экономической целесообразностью перехода на SAF, указывая на высокую себестоимость. Также отмечается, что в ряде западных стран проекты по производству биотоплива столкнулись с сокращением или закрытием из-за экономических факторов и изменения климатической повестки.
Тем не менее Казахстан продолжает изучать возможности внедрения SAF, рассматривая проект в контексте долгосрочной стратегии декарбонизации и развития технологий следующего поколения.
