Иран и "шестерка" международных посредников приступили к работе над текстом итогового документа

736 просмотров
0
Среда, 22 Апр 2015, 13:24

Иран и "шестерка" международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) после достигнутых в начале месяца в Лозанне политических договоренностей по урегулированию иранской ядерной программы приступают к практическому написанию текста итогового документа, сообщает ТАСС.

Планируется, что в среду за стол переговоров сядут эксперты, их работу будут координировать замглавы европейской дипломатии Хельга Шмидт и замминистра иностранных дел ИРИ Аббас Арагчи, а позже к ним присоединятся и политдиректора.

"В Лозанне удалось определить рамки для соглашения, теперь начнется техническая работа по заполнению этих рамок конкретными договоренностями", - пояснил ТАСС источник в одной из делегаций. По его словам, "в течение двух дней эксперты будут работать над текстом, оставляя спорные моменты в скобках". "В пятницу планируется проведение раунда на уровне политических директоров - они будут стараться эти скобки снять, определив уже конкретные договоренности", - добавил он.

По информации источника в иранской делегации, стороны начнут работу с вопросов, которые еще не получили глубокой проработки. Это касается, в частности, санкций. "Проблемные вопросы еще есть, и их не так уж и мало, - сказал собеседник агентства. - Будем работать до конца июня очень плотно и интенсивно".

В Лозанне 2 апреля Ирану и "шестерке" удалось определить ключевые параметры сделки. Согласно опубликованному госдепартаментом США по итогам тех переговоров информационному бюллетеню, они должны лечь в основу конечных договоренностей. То, что изложенная американской стороной позиция не искажает лозаннские договоренности, подтвердил и политдиректор от РФ, замминистра иностранных дел Сергей Рябков.

В части обогатительной программы Ирана стороны договорились, что Тегеран на две трети сократит количество установленных центрифуг - с 19 до 6,1 тыс. аппаратов первого поколения (IR-1), из них только 5 тыс. будут обогащать уран на протяжении 10 лет. При этом в течение 15 лет после вступления соглашения в силу степень обогащения урана не должна превышать 3,67%, а его запасы будут сокращены до 300 кг с 10 тонн.

Все излишние центрифуги и обогатительная инфраструктура должна быть перемещены на склады и содержаться под контролем МАГАТЭ. Иран также обязуется не строить новые ядерные предприятия в следующие 15 лет. А в целом "время прорыва" (за которое страна может беспрепятственно и незаметно для надзорных органов наработать ядерный материал, достаточный для производства ядерной бомбы) должно вырасти с 2-3 месяцев до одного года.

Принципиальные договоренности были достигнуты в Лозанне и в отношении международного контроля за программой. Иран со своей стороны гарантирует, что инспекторы МАГАТЭ получат регулярный доступ ко всем ядерным предприятиям и возможность использовать самые современные технологии для мониторинга. Кроме того, у специалистов будет доступ ко всей "топливной цепочке , что позволит исключить разработку секретной ядерной программы Тегераном. В частности, МАГАТЭ получит доступ к урановым рудникам и заводам по переработке урана на ближайшие 25 лет. Обогатительные предприятия и склады хранения также окажутся под наблюдением экспертов на 20 лет.

Вопрос санкций был проработан в Лозанне лишь схематично. Там сторонам удалось договориться, что санкции с Ирана будут сниматься по мере того, как будет подтверждаться выполнение Тегераном требований. Односторонние ограничительные меры США и ЕС будут "приостановлены" после того, как МАГАТЭ подтвердит, что ИРИ выполнила все взятые на себя в части ядерной программы шаги. А в любой момент, как только выяснится, что иранская сторона уклоняется от выполнения договоренностей, санкции вновь будут введены в действие.

При этом "стержневые положения" санкций СБ ООН, касающиеся чувствительных технологий, будут из прежних резолюций перенесены в новую и должны стимулировать Иран к соблюдению своих обязательств. Однако, как пояснял Рябков, "последовательность снятия санкций и критерии, которые должны быть выполнены, спусковые крючки не фигурируют, потому что это не согласовано".

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Марат Шибутов: «Это далеко не последний террористический акт, направленный по религиозным мотивам против евреев»
Может настать время, когда придётся спасать от беженцев тех, кто ратует за их приём
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером