Автовокзал Саяхат: вернуть нельзя, но вспомнить можно

6602 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Пятница, 08 Авг 2025, 17:00

Почему это хаотичное и непредсказуемое скопление разномастных автобусов называлось в народе «автостанцией» - сказать трудно

Тупое выкорчёвывание в Алматы того, чем некогда гордилась Алма-Ата, давно перестало удивлять горожан. Хотя и раздражает неравнодушных к судьбе родного города по-прежнему. И этого недоумения по поводу некоторых решений власть предержащих никуда не спрятать. Одним из самых вопиющих (и, увы, типовых эпизодов) Большой Архитектурной Чистки, коренный жители Мегаполиса считают случай с автовокзалом «Саяхат». Почитавшимся некогда гордостью столицы Казахской ССР. Утраченного уже не вернуть, но вспомнить можно. Тем более – вспомнить есть о чём.

Мытарства у Зелёного Базара

…До масштабного переустройства города на рубеже 1960-х – 70-х годов прошлого века почти все пригородные автобусы, как и часть междугородних, отправлялась в путь от Зелёного Базара. Именно тут, на углу улиц Горького и Пролетарской загружались пассажирами непритязательные «коробочки» и «пазики», следовавшие по наиболее пассажироёмким маршрутам в восточном направлении.

Автобус всегда неожиданно подкрадывался к остановке и заполнялся моментально. Никто в ту пору не бегал в поисках пассажиров и не выкрикивал пунктов назначения - это стало принято лишь в 90-е годы. Бегали сами пассажиры. Дождаться нужного рейса и умудриться влезть в салон прежде, чем он станет недосягаемым – было своего рода искусством. Но советские пассажиры владели этим искусством массово.

Отсюда, от Зелёного, отчаливали не только переполненные пассажирские автобусы в Талгар-Чилик. Здесь начиналась дорога к Медео (конечная знаменитой Шестёрки). А в выходные дни отсюда же можно было добраться до озера Иссык, которое в те годы почиталось ещё более популярным местом воскресного отдыха, нежели Медео.

Нужно напомнить, что частными автомобилями в те годы располагали единицы, так что общественным автотранспортом не чурались пользоваться даже люди, имевшие определённое положение в советском обществе. Автобусы сближали всех и вся до состояния шпротов в банках.

Почему это хаотичное и непредсказуемое скопление разномастных автобусов называлось в народе «автостанцией» - сказать трудно. Наверное, потому что настоящих автостанций в столице Советского Казахстана не существовало.

Подарок к юбилею

Не было до самого 1967 года, когда в конце проспекта «50-летия Октября», (переименованного по случаю этого самого юбилея из старого Ташкентского тракта) предстал взорам настоящий подарок алмаатинцам к широко отмечавшемуся празднику – Городской автовокзал, позже названный «Саяхатом». (Другими подарками стала гостиница «Алма-Ата», памятник Борцам за советскую власть, напротив автовокзала (ликвидирован), Русский драмтеатр, канатка на Кок-Тюбе (переделана полностью), крытый плавательный бассейн на Центральном стадионе.)

В первые дни работы на новый автовокзал ходили даже те горожане, которым ехать никуда не требовалось. Посмотреть. (Примерно, как в наше долгожданное метро, спустя несколько десятилетий.)

Действительно, белоснежное здание с дерзкими башенными часами, неизбалованным сервисом алмаатинцам казалось эталоном прогресса и функциональности. Этаким прологом в светлое будущее. И он оправдывал ожидания!

Просторный зал ожидания на втором этаже, буфеты и туалеты, справочная, комната матери и ребёнка, камера хранения и кассовый зал внизу – было от чего возгордиться. Автопассажиры почувствовали свою полноценность и не взирали более с сиротской завистью на клиентов поездов и самолётов.

Небывалыми казались и перроны, укрытые козырьками от непогоды. На них, по расписанию, подавались уже куда более комфортабельные автобусы, о чём диктор тут же уведомлял запаздывающих пассажиров по радио. Объявления эти часто приводили неискушённых в местной ономастике в недоумение. «Пассажиры, отправляющиеся в Космос, пройдите на посадку!» Не прелесть ли?

 

Пассажиры в Социализм – сдайте билеты...

Правда очень скоро выяснилось, что изначально рассчитанный на 10 тысяч пассажиров в день автовокзал не справляется с возросшим потоком пассажиров. Так что к 1980-му году, 550 приписанных к «Саяхату» автобусов ЛАЗ-697, ЛАЗ-699, «Икарус-250» и «Икарус-255» уже не удовлетворяли всех жаждавших уехать-приехать в Алма-Ату - число желающих возросло вдвое, против планировавшегося. Особенно чувствительными становились сбои в «часы пик» - ведь всё больше жителей окрестных сёл начало в те годы работать и учиться в столице. Во многом, благодаря появлению «Саяхата».

Часто за бортом оказывались и пассажиры из особо отдалённых населённых пунктов. Некоторые были даже вынуждены проводить на автовокзале незапланированные ночёвки – благо, он работал круглосуточно, а советская милиция невинных не трогала.

Однако эти пробуксовки были характерны для всех сфер жизни СССР в 80-е годы. Они раздражали, но к ним старались относиться с пониманием – деваться всё равно было некуда. Советские люди вообще-то ко всему относились с пониманием. И юмором. Так что фраза, произносимая в те годы неугомонно-простодушным диктором по громкой связи – «Пассажиры, отъезжающие в Социализм, пройдите в кассу, сдайте билеты – вашего рейса не будет!» - стала чуть ли не культовой.

Но не только шуток-прибауток, на том старом автовокзале было с избытком. Жизни, во всех её проявлениях! Сколько молодых отыскали в его пассажиропотоках свои половинки, сколько новых семей зачалось на этих переполненных перронах в ожидании автобусов, сколько судеб кардинальным образом поменяли задержки рейсов – о том можно писать романы! 

Торпеда не прошла мимо

…Всё изменилось, когда изменилось всё. В 90-е. «Саяхат» раздвоился. Автовокзальная инфраструктура ужалась до перронов с автобусами, а само здание, сприватизированное на гребне глобального грабежа стало очередным торжищем. Единственные в городе башенные часы остановились окончательно.

Возможно всё это мутное пространство действительно стало верблюжьей костью в чьём-то горле и предопределило участь здания при первом же удобном случае. Удобным случаем стало строительство невдалеке транспортной развязки.

...Та история со сносом «Саяхата» напоминает мне советский анекдот про боцмана, которому было поручено как-то подготовить команду ввиду неминуемой гибели корабля от приближающейся вражеской торпеды. Бравый вояка не растерялся, собрал на палубе матросов, достал … (да простят меня дамы бальзаковского возраста, речь о предмете мужской гордости) и сказал: «Ну что, сынки, спорим – ща хрястну этим по палубе и разнесу корабль к соответствующей матери». Хрястнул. Корабль взорвался и пошёл ко дну. Но, как выяснилось после – торпеда-то мимо прошла!

Прошла мимо и развязка, из-за которой снесли очередной памятник алма-атинской истории. И – что? Снесли крышу, но… Автобусы, как ходили, так и ходили. Торговцы, как торговали, так и торговали. Пассажиры, как ездили, так и ездили. И лишь недавно не мемориальной площадке возник очередной доходный дом, вряд ли чем-то обогативший архитектурный облик Алматы.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: Новый виток казахстанского пути в Европу
Глава Европейского совета прилетел в Казахстан впервые в истории
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: Новый виток казахстанского пути в Европу
Глава Европейского совета прилетел в Казахстан впервые в истории
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером