Борщ и гениталии: путешествие сознания по ветхим простыням

4614 просмотров
0
Анатолий ЧЕРНОУСОВ
Пятница, 23 Июн 2017, 12:00

22 июня в Esentai gallery открылась выставка казахстанской художницы Зои Фальковой «Модернизация создания»

Зрителям были представлены картины, написанные борщом, и скрученные из половых тряпок инсталляции, напоминающие не то розы, не то женские гениталии. Впрочем, как оказалось, больше всего народ возмущают гениталии мужские.

Читайте также
Великая целлофановая степь

Эм и Жо

Если бы вас попросили выбрать символ нашего мира, поделенного на мужчин и женщин, что бы это было? Зоя ФАЛЬКОВА уверенно отвечает на этот вопрос: раздельный туалет с хрестоматийными буквами «М» и «Ж».

Какая метафора бинарного мира с точно распределенными ролями мужчин и женщин может быть точнее знакомого с детства «мальчики – направо, девочки – налево».

С самого рождения, едва взглянув на наши гениталии, общество назначает нам социальные роли, которые мы вынуждены играть всю жизнь.

Каждый из нас независимо от пола может точно сказать, что есть женственность и мужественность, что мужчина может, а чего не может. А еще мы точно знаем, что должна делать женщина.

Пятна крови от борща

Читайте также
Влюбленный в Алма-Ату Сергей Калмыков

Прежде всего женщина должна выйти замуж. Это, безусловно, мечта каждой девушки. По крайней мере, ей так сказали, и она в это поверила.

А когда «мечта» осуществится, женщина должна стать хранительницей новопостроенного очага, при свете которого она будет краситься, чтобы радовать взор любимого; в тепле которого она будет отдаваться своему мужчине, исполняя супружеский долг; и на котором она будет варить мужу борщ.

Борщ – один из универсальных образов русскоязычного постсоветского пространства, приходящих в голову при разговоре о женском долге заботы о мужчине.

Борщ – идеальный инструмент бабьего бунта. Его можно не варить, оставив мужика голодным, а можно надеть кастрюлю с борщом ему на голову, если довел до белого каления, но Зоя Фалькова решила использовать борщ для рисования.

На картинах художницы изображен ее мужчина – Антон. Однако, Фалькова не просто изображает мужчину, она заставляет его почувствовать себя женщиной.

Ее картины отсылают нас к образам и позам, характерным для женщин.

Валерия Ибраева, Зоя Фалькова, Антон Платонов.

Читайте также
В лесбийских отношениях тоже есть взлеты и падения

Как пишет искусствовед Валерия Ибраева, «нимб из борща окружает голову Антона – Мадонны с кошкой; волны свекольного цвета заливают торс Антона-Венеры перед зеркалом и драпируют Антона-Леду и лебедя; оттенки томат-пасты подрумянивают ноги Антона - Спящей Венеры».

Это образы покорности и смирения перед смотрящим на женщину мужчиной. Художница меняет «М» и «Ж» местами. Теперь не мужчина смотрит на женщину, а он отводит глаза под ее прямым взглядом. Теперь воинственные нацпатки, считая мужчин своей собственностью, требуют лишать гражданства казахстанцев, женившихся на иностранках. Теперь изнасилованный женщиной мужчина – «самдураквиноват»…

Холстом для живописи борщом служат видавшие виды простыни с семейного ложа.

И борщ красными пятнами растекается по ним, намекая не то на кровь от первого секса, не то кровь избитой и изнасилованной мужем жены, которой, отревевшись, нужно собрать окровавленные простыни и отстирать их к утру, чтобы никто ни о чем не догадался.

У нее двое детей, нет средств к существованию и некуда пойти – сама дура виновата?

Половая жизнь

А как все начиналось: любящий жених, белое платье, подружки невесты, море цветов: «Молодые! Фото на память в арке из роз!». Вот только розы на поверку оказались скрученными из половых тряпок.

Тряпка для пола, тряпка для пыли, тряпка для мытья посуды, еще одна для унитаза, а этой – ребенку вытирала рот во время еды, а вот тут – «тряпки-кляпы». Это когда денег не было даже на прокладки, приходилось скручивать их из материи…

Зоя Фалькова также активно использует рэди-мэйд (объекты, которые художница не создавала сама), например, настоящие половые тряпки, затертые в процессе использования до дыр и ставшие похожими на кружевные трусики или даже на то, что под ними скрыто.

Тема запретности женской сексуальности и женских гениталий, однако, получила неожиданное развитие в процессе подготовки выставки – можно сказать перед самым ее открытием.

Читайте также
Легко ли быть молодым в Казахстане?

Уятный платок

Часть экспозиции, содержащая объекты и рисунки самого что ни на есть «18+»-характера, была отделена от основного помещения выставки панелью с надписью «Censored» (Подвергнуто цензуре).

Тем самым художница не только предупредила зрителя о том, с чем он может столкнуться, но и поиронизировала над необходимостью такого предупреждения.

Центром закрытой части стала картина с изображением мужчины с такого ракурса, чтобы в центре внимания оказались гениталии, показанные крупным планом.

Если бы Густав КУРБЕ был женщиной, то свое произведение «Происхождение мира» он написал бы так, как это сделала Зоя Фалькова. Именно эта работа и стала камнем преткновения.

В виду того, что выставка расположена в торговом центре, куда покупатели приходят с детьми, и ограничить вход несовершеннолетних на выставку не всегда возможно, организаторов попросили принять дополнительные меры для сокрытия слишком откровенных частей картин.

Художница использовала проверенную астанчанами технику – платок. Он надежно защищает от уята, оставляя зрителю выбор: пофантазировать самому или заглянуть под платочек.

Самое интересное, что дополнительной цензуре подверглись именно мужские гениталии, женские же остались открытыми для всеобщего обозрения.

Все-таки мужчина не может быть объектом, что бы там себе художница ни напридумывала в своих борщевых картинах!

Увидеть их можно в течение месяца, который продлится выставка.

Фото: Sasha S-ova и Яна Дексова.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента