Будьте моей бабушкой

10148 просмотров
0
Гульнар ТАНКАЕВА
Пятница, 16 Мар 2018, 20:00

Много лет назад я решила, что она – моя бабушка. Решила для себя и заочно

Много лет назад я решила, что она – моя бабушка. Решила для себя и заочно. И даже когда мы с ней, наконец, познакомились (вчера!), я не стала рассказывать ей эту историю.

Читайте также
Тебя, как рыбу, к пиву подают...

Все-таки ей уже 90 лет...

Своих настоящих бабушек я не помню. Мало того: их не помнили толком даже мои родители. Казахстан, конец тридцатых годов, последствия голодомора и всего прочего, что происходило в то время. Мне кажется, тысячи казахов в тридцатые отдали последние силы, чтобы произвести на свет наших будущих родителей. Отдали – и ушли. Одни раньше, другие позже. Поэтому кто-то не помнит и не знает вообще ничего, а кому-то из детей посчастливилось: они запомнили голоса, руки, запах...

Папа рассказывал, что у нашей аже были маленькие руки и красивый голос.

Я так ее и искала.

Нет, я не сходила с ума, как в кино. Мне просто нужно было как-то ее представлять. Я смотрела на всех апашек на улицах: среди них были высокие и маленькие, белокожие и смуглые, в платках, сапожках-мəсi, с неизменными серебряными браслетами. Многие из них были классными! Но они говорили мне «айналайын» - и все пропадало. Я знала: не такой голос был у моей аже.

«Ее» голос я услышала много лет спустя – по телевизору. К стыду своему, я сейчас даже не вспомню, что это был за фильм. Но это были ее интонации, ее тембр, ее слова... и когда камера отъехала, чтобы показать средний план, я сразу перевела взгляд на руки актрисы.

Маленькие. С тонкими красивыми пальцами.

...Она!

Читайте также
Казах из Стамбула

С тех пор проблема «бабушко-идентификации» для меня была решена. Представляя свою аже в разное время и в разных обстоятельствах, я видела ее - актрису Тамару КОСУБАЕВУ. Молодую и удивительно красивую, благо в ТЮЗе и сегодня можно увидеть ее портреты. В элегантном возрасте и такую же красивую - благо Тамара-апай много снималась в кино. И когда ей в 70 лет дали звание заслуженной артистки Республики Казахстан, я радовалась так, будто признание, наконец-то, получил кто-то из моей настоящей родни.

А вчера, поговорив с ней, я узнала: много лет назад я «попала пальцем в небо»: ее судьба удивительно похожа и на судьбу моей мамы, и на судьбу моих аже – Тамара-апай по возрасту ровно между ними.

Она даже родилась там же – в Северном Казахстане.

- Когда начался голод, мы переехали из Павлодара в Новосибирск, - рассказывает Тамара Окиметовна. – Пять лет жили там. У меня и мама, и бабушка там похоронены. До сих пор думаю: как мы туда переехали? Я была маленькой, старшему брату было всего 20, и он нас, восемь человек, перевез. Помню двухкомнатную квартиру, неотапливаемую большую комнату, и свой первый класс - там была казахская школа.

- В Новосибирске?

- Да! И школа была, и редакция казахской газеты. Казахов там тогда было много. Когда мы с бабушкой выходили на улицу, я хоть и маленькой была, запомнила покрытых чапанами погибших людей. Они умирали от голода и холода – это же Сибирь!

Читайте также
Скажи мне, кто твой дед, и я скажу, кто ты

Потом, уже после смерти мамы и бабушки, ее брат перевез семью – то, что от нее осталось – в Семипалатинск. Брат был грамотным и образованным: он успел в тридцатые годы закончить в Ленинграде кооперативный техникум. «Это в те времена! - всплескивает руками Тамара-апай. – Помню, он привез патефон – учил нас танцевать, какие-то платьишки...». Позже молодого специалиста направят опять в Россию, в Алтайский край, туда, где добывали золото. У брата была хорошая должность и... хорошее чутье: однажды он просто исчез.

- Ночью к нам в дверь стучали – так страшно! – искали моего брата. Но он уехал и так сумел уйти от репрессий. Мы вернулись в Казахстан. Началась война...

Брата, благополучно избежавшего репрессий, забрали в армию. Маленькая Тамара осталась одна со снохой.     

- Я помню, что мне тогда почему-то все время хотелось кушать.

Еще во время войны, окончив школу-семилетку, Тамара приехала в Алма-Ату. С целью «куда-нибудь поступить». И если ей самой было все равно куда, то окружавшие ее люди видели расцветающую красоту 16-летней девочки и посоветовали «пойти в актрисы». Тогда в Алма-Ате на базе киностудии – знаменитого ЦОКСа (Центральная объединенная киностудия, когда наша киностудия слилась с «Ленфильмом» и «Мосфильмом») – работала четырехгодичная киноактерская школа, которой руководил Григорий Львович РОШАЛЬ.  Вместе с юной Тамарой там учились Нурмухан ЖАНТУРИН, Байтен ОМАРОВ...

Тогда же она вышла замуж - за будущего режиссера Мурата КОСУБАЕВА. За того самого, чье руководство казахским театром юного зрителя до сих пор вспоминают так: «Тогда это был настоящий ТЮЗ! С замечательной режиссурой Мурата Косубаева...».

Именно в ТЮЗ Тамара попадет после окончания киноактерской школы. Тогда им руководила великая Наталья Ильинична САЦ.

- Это такой человек был! – вспоминает Тамара Окиметовна. – Трудолюбивый. Тонкий. Действительно – человек искусства. Она любила всех актеров. Тогда казахская и русская труппы считались, и были единым целым. Мы репетировали ночью, и я помню, как она всегда приходила с кульком конфет или еще каким-нибудь угощением. Моя работа в театре началась с репетиций «Золотого ключика, или Приключений Буратино». 

- Кого вы играли? Мальвину?

- Когда я пришла, все роли уже распределили. И мне дали играть стеклянную куклу. Но через некоторое время, месяц или два, меня утвердили на роль Буратино во втором составе (в первом играла Аккагаз МАМБЕТОВА).

Тамара Косубаева проработала в ТЮЗе два года, когда управление культуры направило несколько человек, актеров и режиссеров, в «среднеазиатский ГИТИС» - театральный институт в Ташкенте, он тогда был один на всю советскую Азию. Руководителем был народный артист Узбекской СССР Александр Осипович ГИНЗБУРГ. Казахстанскими студентами – Тамара и Мурат Косубаевы, Байтен ОМАРОВ, Нурмухан ЖАНТУРИН и другие. Их сразу приняли на третий курс, и дипломным спектаклем стала пьеса «Козы Корпеш – Баян Сулу». Нурмухан Жантурин – Кодар, Баян Сулу – Тамара Косубаева...

Читайте также
Предательство и покаяние

После окончания института ее направляли в Казахский академический театр драмы, но она решила вернуться в родной ТЮЗ. Он тогда гремел не только на республику, но и на страну.  Спектакль «Мятеж» по одноимённому роману Д. ФУРМАНОВА, поставленный в ТЮЗе, был награждён дипломом I степени на Всесоюзном фестивале театров юного зрителя в Москве. Поставили спектакль Мурат Косубаев и Евгений ПРАСОЛОВ (идея – журналиста Олега МАЦКЕВИЧА). В спектакле, опять-таки, участвовали и русская труппа, и казахская. На равных.

Сегодня эту традицию на казахстанскую сцену возвращает алматинский независимый театр ARTиШОК, в чьей труппе актеры играют независимо от «языкового признака». И для нас это – ново и необычно. А для поколения Тамары-апай было привычно и естественно. Она сама очень много играла на русском языке. И до сих пор удивляется, кому однажды пришло в голову поделить труппу на русскую и казахскую...

Через пару дестяков лет кому-то в голову придет еще одна «идея»: «освободить от должности» актеров, чей возраст приближался к шестидесяти и выше. Из театра уйдут основатели - Бибиза КУЛАНБАЕВА, Тамара Косубаева и другие – всего семь человек.

Когда Казахский театр юного зрителя отмечал свое 70-летие, режиссер Нурганат ЖАКЫПБАЙ, исправляя чужую ошибку, скажет, выйдя на сцену: «Никогда не надо забывать тех, кто стоял у истоков! В зале сидит один из таких людей – актриса Тамара Косубаева». Весь зал встал, приветствуя Тамару-апай.

Так же ее приветствовали на юбилее Карагандинского областного академического театра имени Сакена СЕЙФУЛЛИНА, в котором Мурат и Тамара Косубаевы проработали несколько лет. Он – главным режиссером, она – актрисой.  

Она и сегодня с удовольствием вспоминает Караганду, и с таким же удовольствием – «свой» ТЮЗ. Тот ТЮЗ, с которым она объездила (в грузовике!) все аулы со знаменитым спектаклем «Алтын сака»; тот ТЮЗ, в котором она была героиней – Аягоз Ару, Акбопе, Кунбала; тот ТЮЗ, о котором ей как-то говорил актер и режиссер Тлектес МЕЙРАМОВ: «Тамара-апай, мы никогда не забудем вас на сцене, даже в самой маленькой роли...».

Когда она ушла из театра, ее спасло кино. Игра и... дубляж.

Сначала о дубляже: она дублировала самые знаменитые детские фильмы, всех детей, от одного года до двенадцати. Помните, как говорила на казахском языке Митиль в «Синей птице»? Она говорила голосом Тамары Косубаевой.

Теперь о кино: ее первая роль была в 1968 году, в фильме у знаменитого Абдуллы КАРСАКБАЕВА. «Путешествие в детство». Роль Аспет. И – как по-разному можно сказать об одном и том же фильме! В «Википедии» написано, что он «о борьбе за победу колхозного строя в Казахстане и об ожесточенных схватках с классовым врагом в годы коллективизации». А Тамара-апай сказала мне, что это «история о том, как казахи бежали в Китай».

Читайте также
Ашаршылық. Искусство забвения

Потом у нее будет много ролей в фильмах разных киностудий: не только в Алматы, но и в Киргизии, Узбекистане, в России – на знаменитой Свердловской киностудии. И, в том числе, в знаковых фильмах: от «Боярышника» Мурата ОМАРОВА до «Сестры моей, Люси» Ермека ШИНАРБАЕВА.

Новое время принесет совсем новое дело – съемки в рекламе и в клипах: всем нужна очень красивая  бабушка. «Реклама в Казахстане началась с меня! – смеется Тамара-апай. – Вы помните, как я рекламировала пенсионные дела на билбордах и автобусах? А рекламу чая?».

- И вы по-прежнему снимаетесь в кино...

- Да, только если раньше я играла мам и бабушек, то шесть лет назад я сыграла уже прабабушку слепого мальчика Досыма в сериале «Жаным-2». Я там яблоки продаю на дороге. На съемки меня куда-то увезли, такая жара стояла... Дочка говорила: «Мама, ну зачем? В 85 лет!». Но творчество – это такая вещь. Оно не отпускает и в 85 лет. И в 90...

30 ролей в кино.

Сотни – в театре.

И еще одна роль, о которой Тамара-апай пока не знает: роль моей любимой, самой красивой, самой талантливой бабушки. У нее маленькие руки, чудесный голос и непростая судьба... 

Фото из архива Тамары Косубаевой.

Комментарии отключены!

Но вы можете оставить свой комментарий и почитать мнения других читателей об этой публикации на нашей странице в Facebook.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента