Финпол запросил помощь зала…

4776 просмотров
0
Сергей УТКИН
Понедельник, 07 Июл 2014, 00:00

Найдутся сотни и даже тысячи желающих проконтролировать. Кто-то мечтает поймать коррупционера и просто заработать на нем, отщипнув свой кусочек, - ничего страшного. Кто-то хочет отомстить своему врагу

С 5 по 25 июля 2014 года финансовая полиция на своем официальном интернет-ресурсе  принимает предложения от граждан для внесения в Национальную антикоррупционную стратегию.

Тема больная. Все мы примерно представляем, как можно побороть коррупцию. Но реализация предложений на практике в большинстве случаев либо невозможна, либо не дает никакого ощутимого эффекта. Поэтому я задался вопросом: а можно ли в сегодняшней ситуации (с сегодняшним президентом, парламентом, правительством, элитой, истеблишментом т.д.) написать что-то такое, что реально может быть внедрено на практике в короткий срок и реально даст такой мощный эффект, который позволит существенно снизить коррупцию, ну и вообще улучшить нашу жизнь?

Конечно, такую обширную задачу, как борьба с коррупцией, необходимо решать комплексно. Но все-таки, начинать-то с чего? Если пока отодвинуть в сторону мечты о честных выборах, независимых СМИ, реальном разделении властей и пр., что реально написать и делать именно сейчас?

Так несколько месяцев назад родился небольшой текст, который я направил на конкурс, организованный новостным порталом Zakon.kz совместно с Даригой НАЗАРБАЕВОЙ. Прочитав предложения, вы поймете, почему никаких призов эта работа не могла получить в принципе.

Отправляя утром 5 июля ссылку на свой материал на сайт финансовой полиции, для включения предложений в Национальную антикоррупционную стратегию, я тоже никаких иллюзий не питал.

Просто мы должны четко понимать, что решения у любых задач всегда существуют…

Итак, знакомьтесь:

ВСЁ ПРОСТО!

Назовите мне любую проблему в государстве, и я в два счета докажу, что она не решается только по двум причинам:

1) злоупотребления с государственными финансами (государственным имуществом);

2) злоупотребления и неэффективная деятельность лиц, занимающих позиции в государственных органах, государственных предприятиях и прочих структурах и организациях с государственным участием.

Естественно, всё в государстве устроено так, чтобы выявлять злоупотребления и неэффективность. Администрация президента, парламент, суд, прокуратура, полиция простая и финансовая, Счетная палата, органы финансового контроля, всевозможные ревизионные комиссии, Агентство по делам госслужбы и т.д. Все контролируют, надзирают, проверяют, выявляют, карают, а злоупотребления и неэффективность процветают. Почему?

Потому что сами контрольные и надзорные органы состоят из таких же обыкновенных людей, для которых своя рубашка ближе к телу. Если кто-то скажет, что они святые, а я тут нагло наговариваю - давайте вместе посмеемся. Просто человек так устроен - эгоизм у нас в крови.

Всевозможные реорганизации существующих и создание новых контролирующих и надзирающих структур не приносят реального результата. Потому что фактически любого контролера можно купить, запугать или договориться иным образом.

Так где же взять армию честных, бесстрашных, въедливых и неподкупных (практически святых) контролеров? Всё просто! Святых мы, конечно, не найдем. Поэтому будем брать количеством. Если одного контролера удалось подкупить - тут же приходит другой, за ним - следующий и т.д. Всех не подкупишь (денег не хватит), всех не запугаешь (силёнок не хватит).

Так где же взять безграничный ресурс контролеров? Где взять деньги на оплату их услуг?

Всё просто! Контролером может стать каждый. И платить никому не надо. Снова вспомним про эгоизм, но будем использовать его во благо общества. Найдутся сотни и даже тысячи желающих проконтролировать. Кто-то мечтает поймать коррупционера и просто заработать на нем, отщипнув свой кусочек, - ничего страшного. Кто-то хочет отомстить своему врагу, поймав его на злоупотреблениях, - замечательно. Кто-то стремится занять понравившуюся должность и копает под жертву - прекрасно. Если журналист, политик, общественный деятель, да просто человек мечтает прославиться, пропиариться на разоблачении какой-то коррупционной схемы или любого злоупотребления - разве это плохо? Пусть пиарится и тешит свой эгоизм, а заодно принесет пользу обществу!

Итак, всё просто! Нужно лишь предоставить всем желающим возможность ловить коррупционеров, вскрывать злоупотребления и неэффективность. Для этого следует открыть всю информацию, имеющуюся в госструктурах! Конечно, за исключением той, которая составляет государственную или иную охраняемую законом тайну. Вся информация должна быть доступна на официальных интернет-ресурсах.

Примеры.

Одно из самых распространенных злоупотреблений - так называемые «мертвые души». Работники, которые числятся в ведомости по зарплате, но в реальности деньги за них получают другие. Или числится работник в какой-то бюджетной организации, а фактически работает прислугой у начальства - знакомо? Как распутать клубок подобных злоупотреблений?

Всё просто! Список всех сотрудников с указанием полных имен, ИИН по подразделениям и должностям должен быть открыт, в том числе с указанием размера их зарплаты. Да-да, если получаешь из бюджета - это не должно быть тайной. Не нравится? Добро пожаловать в частный сектор, где можно зарабатывать и не светить свои доходы. Кстати, министры, акимы, депутаты и так часто публично озвучивают свои зарплаты.

Непонятно, чем занимаются отдельные работники? Решаемо! Ежедневно каждый работник что-то делает? Так вот, в конце каждого рабочего дня он должен составлять отчет о проделанной работе с указанием точного времени - что конкретно он делал и где находился, отчет должен быть подкреплен ссылками на составленные документы, протоколы совещаний, фотографии, аудио-, видеозаписи и т.п. (Прям, как дневник в Фейсбуке получается)) а что, эра такая наступает!) И планы работы должны быть выложены по каждому работнику, каждому подразделению и организации в целом: на день, неделю, месяц, год.

Допустим, каждый водитель госмашины обязан вести путевой лист, в котором точно отмечает: во сколько, откуда выехал, во сколько, куда приехал, километраж, цель поездки. И так по каждой машине ежедневно должно выкладываться в Интернете. А если еще GPS-прибор будет в каждом автомобиле госорганизации и можно будет сравнить данные путевого листа с записанным маршрутом движения на карте за любой день, это ж сколько злоупотреблений удастся предотвратить?

В каждом госучреждении пора вводить электронный учет входа-выхода сотрудников и гостей, у каждого сотрудника - собственная карточка. Естественно, видеокамеры контролируют, чтобы не хитрили и карты не передавали. И вся эта информация - общедоступна. Даже у начальства в кабинетах и приемных пора ставить видеокамеры и выводить в Интернет.

Вы только представьте себе - каждый сотрудник, содержащийся за счет госбюджета, будет себя ежеминутно в течение рабочего дня ощущать под надзором тысяч негласных проверяющих. По каждому госработнику можно досконально (чуть ли не поминутно) изучить и проанализировать всю историю его деятельности за месяцы и годы. При расследовании любых злоупотреблений и неэффективности - это же просто кладезь доказательств.

А теперь представьте, что на сайтах госструктур выложены практически 100 процентов документов: все нормативные и правовые акты, вся переписка, все протоколы, журналы, должностные инструкции, дела, служебные записки, положения, ведомости, статистика, аналитика и т.п. Если только в компьютере или в кабинете у чиновника обнаруживается документ, который не содержит тайну и не выложен для открытого доступа - это ЧП, влекущее дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения с должности. И что самое главное: у каждого документа есть исчерпывающее количество исполнителей и визирующих, которых любой может без труда установить и с которых всегда можно спросить.

Аналогичная прозрачность вводится для каждой единицы госимущества. В любой организации можно будет легко установить - какие здания, мебель, автомашины, оборудование и т.д. находятся на их балансе. По каждой единице имущества должны быть отражены все данные: за сколько, когда и у кого купили, кто изготовитель, сколько, где и кем оно использовалось, какие произведены расходы на его содержание, ремонт и обслуживание, в конце концов, даже фотография имеется каждой единицы имущества… (делается при каждой инвентаризации).

Любые расходы государственных финансов должны просто и четко отслеживаться - все проводки выкладываются в Интернете. Никакой банковской тайны по госфинансам! По любой госорганизации, по любой госпрограмме каждая тенге должна отслеживаться любым желающим, причем со всеми подробностями (подробными сметами, накладными до каждой единицы артикула и т.д.). Любой частный поставщик товаров, работ и услуг госорганизациям должен знать, что всю информацию придется раскрывать публично, в т.ч. по всем субподрядчикам, поставщикам и т.п.

Родственники. Тоже больная тема. По каждому сотруднику госорганизации должна быть информация с его подробной биографией, фотографией, контактами, а также со списком всех аффилированных лиц (как это делается, например, по должностным лицам акционерных обществ). То есть, у каждого госработника должны быть расписаны все родственники «до седьмого колена». В идеале в стране должна быть создана единая компьютерная база всех таких родственных деревьев и ветвей, пользуясь которой любой

мог бы однозначно определить все родственные связи в совокупности по всем госслужащим и работникам бюджетной сферы. Естественно, база ежедневно обновляется, а непредоставление соответствующих сведений чиновником должно рассматриваться как серьезная провинность.

Мы даже не представляем себе, какие пласты злоупотреблений и неэффективности раскроются, если ввести такую прозрачность. Да один только список госорганизаций с количеством людей, автомашин, зданий, столов, а также средств на их содержание сведет с ума любого здравомыслящего человека. Мы увидим, что две трети из них практически ежедневно ничего полезного не делают! И хорошо бы, если просто ничего полезного, а то ведь сколько еще вреда приносят!

Итак, зачастую хорошие законы у нас не работают. Потому что дело не в законах, а в исполнителях. Многие законы намеренно исполняют так, что они из полезных превращаются во вредные. Сколько за 20 лет независимости приняли законов, а по большому счету мало что изменилось. Поэтому я не особо верю, что закон может изменить жизнь. Я даже часто говорю, что у наших чиновников это любимое занятие - писать новые законы. Они так имитируют деятельность, ничего принципиально не меняя, а только наживаясь на злоупотреблениях и неэффективности.

Но вышеизложенная идея, оформленная в законах, действительно заработает! Потому что заинтересованных лиц в исполнении этих законов будет больше сдерживающей критической массы. Любимые у нас межклановые, межведомственные и т.п. разборки на различных уровнях будут способствовать, чтобы эти законы работали по-настоящему, ведь они будут помогать находить так необходимый для всевозможных разборок компромат!

Главное, когда эта система будет внедрена и заработает, никому не надо будет управлять ею вручную, пойдет процесс саморегулирования, а руководству страны можно будет только свысока наблюдать да лавры собирать.

Первоначально эту идею можно оформить в виде указа президента, поручающего правительству разработать соответствующие законы и поправки в законодательство.

Всё просто!

Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером