Годовой контракт длиною в 20 лет

7303 просмотров
0
Гульнар ТАНКАЕВА
Четверг, 04 Авг 2016, 12:00

Тенор Каиржан Жолдыбаев и пианистка Индира Ахметова – о том, как казахам удалось получить «место под солнцем» в Германии

На верхнем снимке: Индира Ахметова и Каиржан Жолдыбаев.

Они уезжали из Казахстана, не просто пообещав вернуться: они до сих пор собираются это сделать. Едва ли не первыми из казахстанских музыкантов испытав на себе, что такое настоящий контракт с немецким театром, они хорошо знают: такой контракт заключается только на один год. Другое дело, что в их случае этот год растянулся на два десятка лет: вот уже 20-й год объединенный театр Крефельда и Мёнхенгладбаха каждый сезон продлевает контракт с казахстанским тенором Каиржаном ЖОЛДЫБАЕВЫМ.     

Накануне очередной оперной премьеры в Германии Каиржан Жолдыбаев и его жена, пианистка Индира АХМЕТОВА (ФАРАБИ), преподаватель Высшей школы музыки имени Роберта Шумана в Дюссельдорфе, рассказали о том, как германские политические партии распределяют деньги на культуру; можно ли спеть в театре украинскую «оранжевую революцию»; и как из сегодняшнего школьника вырастить будущего мецената...  

Гульнар ТАНКАЕВА: Каиржан, когда 20 лет назад вы поступали в Академию музыки в городе Любеке, у нас ее никто не знал. Теперь, благодаря акиму Алматы Бауыржану Байбеку, выпускнику этой же академии, её в Казахстане знают все.

Каиржан ЖОЛДЫБАЕВ: Я рад за свою вторую (после Алматинской консерватории) alma mater. Мне крупно повезло, что я – спасибо судьбе - учился именно здесь. Это одно из старейших и самых прославленных учебных заведений Германии. Знаменитые на весь мир профессора Сабина МАЙЕР (кларнет), Захар БРОН (скрипка), Берндт ВАЙКЛЬ (вокал), Давид ГЕРИНГАСС (виолончель) - вот далеко не полный список мастеров, которые преподают в этой академии...

Г.Т.: Насколько я помню, вас позвал в Германию именно Вайкль.

К.Ж. Да, после того как дал мне первое место на конкурсе вокалистов в Алматы. Сказал: «Вам нужно учиться в Европе».

Г.Т.: И вы так просто на это решились? В конце девяностых?

Индира АХМЕТОВА:  Конечно, непросто. Это предложение было для нас неожиданным. Вы помните, как в 90-е годы было трудно найти приличную сумму для выезда на любой конкурс, а тем более - на учебу на долгий срок. Мы не знали, что делать, но как раз в это время Каиржана пригласили спеть на тое (я же никого не шокирую этим признанием?) знаменитого нейрохирурга, академика АКШУЛАКОВА. Кай спел все свои хиты, знаменитые арии, после чего Серик Куандыкович подсел поговорить. Услышав о нашей проблеме, взял микрофон: «Вот наш братишка, Каиржан, собирается на учебу в Германию – надо его поддержать». Словом – гости того тоя собрали деньги на билет Каиржану. Так началась его международная карьера!

К.Ж.: Нет, карьера все-таки началась уже в Германии, когда я получил свою первую роль – в «Фаусте» ГУНО. Естественно, петь надо было на немецком языке, и театр специально для меня нанял преподавателя из университета. Она приходила каждый день, и мы с ней часа два-три работали только над фонетикой: ставили мне произношение.

Г.Т.: Рассказываете так, будто никому не известному казаху получить роль в немецком оперном театре ничего не стоит.

К.Ж.: Это как раз был вопрос стоимости! Стоимости моей жизни здесь, в Германии. Еще до приезда сюда я знал, что мне сразу придется искать работу - потому что никакой стипендии у меня не было. Поэтому, приехав, я сразу начал узнавать, где какие проходят кастинги. И услышал, что в Нойштрелице, городе недалеко от Берлина, прослушивают теноров. Мне нечего было терять – я поехал. И очень удивился, когда меня ангажировали. Целый год я провел так: три часа в поезде по студенческому билету, спектакль в Нойштрелице, снова три часа в поезде, учеба в Любеке. А уже в 1999 году я получил контракт в объединенном театре Крефельда и Мёнхенгладбаха.

Аплодисменты Ирине Ахметовой.

И.А.: Но контракт здесь заключают только на один год. И в театрах, и в академиях. И у нас получается так: прошел год – продлили. Еще год – снова продлили...

К.Ж.: И так скоро 20 лет! За это время очень много спето. Итальянские оперы, французские, немецкие, русские... причем одна за другой, потому что здесь театральный сезон гораздо насыщеннее, чем у нас, и в год бывает до десяти премьер. Первой моей оперой здесь была «Риголетто» Д. ВЕРДИ. Потом – «Кавалер роз» Р. ШТРАУСА, «Мадам Баттерфляй» Дж. ПУЧЧИНИ, «Луиза Миллер», «Макбет», «Мария Стюарт», «Лючия ди Ламмермур», «Любовный напиток», «Богема»... Сейчас в моем репертуаре более 40 опер и оперетт.

Г.Т.: Зная вас, я не буду спрашивать, спели бы вы столько же в наших оперных театрах...

И.А.: К сожалению, не спел бы.

Г.Т.: ...Я спрошу вот о чем: мой папа всегда говорит, что человек искусства должен работать там, где, во-первых, позволяет его уровень и, во-вторых, где его уровень повышается. Это - ваш случай?

К.Ж.: Очень правильные слова! И не только мой случай, но, наверное, каждого, кто по-настоящему хочет петь. В нашей профессии мастерство нужно отшлифовывать часами, которые складываются в недели, а потом в месяцы и годы. Мне 50 лет, и я  до сих пор каждый день работаю над своим голосом, ищу ноты, каждый день открываю рот и будто начинаю всё сначала. Наверное, поэтому я смог сохранить свой тембр. Если бы я перестал над собой работать – здесь очень избалованная публика и очень требовательные профессионалы в театре, они бы сразу сказали: «О, он уже плохо поет»... И тогда - всё!

Каиржан Жолдыбаев в опере "Сказки Гофмана".

И.А.: Здесь система очень простая: дал слабину – всё, контракт на следующий год не подпишут. Почему он и заключается всего на год.

Г.Т.: Не хочется убежать от этой «зверской» системы домой?

И.А. Домой всегда хочется, но совсем по другой причине. Для нас обоих, особенно для Каиржана, очень важно, что его помнят на родине, что его хотя бы иногда приглашают в Казахстан. Пример: маленький Кокшетау, его родной город, небольшой фестиваль, но он едет туда с таким чувством! Я беспокоюсь: ночь в самолете, не выспишься, из аэропорта Астаны сразу в машину, три часа до Кокшетау и в этот же день концерт... Какой уважающий себя певец так сделает? А он выходит вечером на сцену и поет... как никогда! Здесь может месяцами готовиться – и всё равно так не спеть. А там – от души! Потому что дома. Потому что в зале – родные лица...   

Г.Т.: Представьте, пожалуйста, сейчас родное лицо студента казахстанской консерватории: что бы вам хотелось ему сказать?

И.А.: Чтобы занимался больше, чем велят профессора: говорю как преподаватель.

К.Ж.: Повторить слова покойного Ермека СЕРКЕБАЕВА. Помню очень точно: 1987 год, консерватория, 3 этаж, 55-й класс, я – новоиспеченный студент. Мимо, в толпе студентов, проходит он – кумир, мэтр, великий певец, тем более – мой земляк... И говорит своему ученику (как я узнал позже – тоже тенору): «Ты должен быть фанатиком своего дела! И однажды фанатизм перерастет в профессионализм». Помню до сих пор. И говорю всем молодым певцам.

Г.Т.: Фанатиком оперы хорошо быть там и тогда, где и когда это искусство востребовано.

К.Ж.: А оно всегда будет востребовано. Вот смотрите: опере пошла пятая сотня лет, но музыка и драма остались прежними. Меняется только прочтение, подход. Здесь, в Германии, каждый раз всё делают совершенно по-новому! Когда я пел здесь «Богему», французский режиссер Франсуа КАРПАНТЬЕ говорил: «Каиржан, мы будем играть Париж пятидесятых». Два года назад пели «Мазепу» ЧАЙКОВСКОГО, и режиссер Хелен МАЛКОВСКИ делала постановку, опираясь на украинскую «оранжевую революцию», историю с ТИМОШЕНКО. Недавно поставили чешскую оперу – «Катя Кабанова» Леоша ЯНАЧЕКА, по пьесе ОСТРОВСКОГО «Гроза», и режиссер в самом начале сказал, что будем играть Советский Союз, семидесятые годы...

Г.Т.: Вот мне интересно, кто спонсирует такие постановки. Советский Союз времен семидесятых. Украинская «оранжевая революция».

К.Ж.: Спонсоров здесь очень много. Но есть и финансирование из городского бюджета: политические партии, которые руководят городами, принимают решение, какую сумму выделить на культуру...

И.А.: И я так понимаю, что это сумма немаленькая, потому что посмотрите, какая здесь насыщенная и, главное, качественная культурная жизнь! Столько событий каждый день – просто купаешься в этом. Фестивали. Конкурсы. Просто концерты.

Г.Т.: Хорошо, тогда следующий вопрос: как нужно воспитывать потенциального будущего члена руководящей политической партии или - ну, хорошо - просто чиновника, чтобы он, когда вырастет, разбирался в культуре и умел грамотно распределять на нее деньги?

И.А.: Здесь всё начинается с самого детства. В Германии очень престижно заниматься музыкой. Поэтому каждый родитель считает своим долгом отдать ребёнка в музыкальную школу в самом нежном возрасте - 3-4 годика. Талантливые подростки 12-15 лет играют на уровне выпускников консерватории. Здесь старики – даже те, кому под 90, – ходят в театр. Мне кажется, у них это просто уже в крови. А нам - нам, наверное, остается только ждать?..  

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




баспагер
Құлдық сана дегеніміз – 500 мың теңге төлеп, қытай көлігін русификациялау.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Подарили ли Путину, Си и Трампу казахстанские золотые килограммовые монеты к 80-летию Победы
И почему Нацбанк и КМД не хотят отчитаться за потраченные на их чеканку 30 кг чистого золота
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Первая АЭС в Казахстане – почему Россия, а не Китай?
Агентство РК по атомной энергии ответило на первый шквал вопросов отечественных СМИ, посыпавшихся после выбора “Росатома” лидером консорциума
Когда Казахстан выйдет из ОПЕК+
Что лучше: ужасный конец или ужас без конца?
Бухгалтера обвиняют в присвоении более 43 миллионов тенге
Работник обещала платить налоги за ТОО со своего счёта, в результате предприятие оказалось в долгах перед налоговой и чуть не разорилось
Бизнес-элиты Казахстана: власть над экономикой
Уровень влияния казахстанских бизнес-элит является сдерживающим фактором развития страны
При Узынагаше открываются древнейшие страницы человеческого присутствия в Семиречье
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Общественники области Абай возмущены бездействием экологов в ситуации с АО “Каражыра”
По данным активистов, госслужащие не реагируют на тлеющие отвалы около угольного разреза
Исторический weekend. Позитивное брюзжание на тему туризма
Позитивное – потому что не с целью поругать, а с целью улучшить ситуацию
Снова об автомобильных дорогах Казахстана
Из выделенных 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент
Как судья Аканов поддержал травлю журналиста Ratel.kz
Адвокаты обвиняемых по делу о гибели горняков шахты Костенко с молчаливого согласия суда травят потерпевших
В жару без воды: жители райцентра в СКО рассказали о регулярных отключениях
Причиной ситуации названо наличие задолженности и отсутствие финансовой отчётности у бывшего оператора
Кто и зачем распространяет фейки о бесплатных землях под ИЖС?
В акимате Алматинской области распространили опровержение
Акимат Алматы снова отбирает землю у ЖК “Ак Бота”: теперь суд на стороне чиновников
Суд посчитал, что земля со стороны ЖК “Тау Шатыр” не приспособлена для проезда
Как в Шымкенте школы получают лицензии
Подробности школьного лицензирования выяснял уголовный суд
Ближневосточный аппетит Москве проблемами грозит
Действия арабской петромонархии целиком и полностью совпадают со сценарием 40-летней давности
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.