Грузоперевозчики пожаловались президенту на Комитет транспорта

2191 просмотров
0
Анастасия БАГРОВА
Пятница, 28 Апр 2023, 18:00

Они не могут получить нужное количество разрешений для перевозки грузов между странами, тем временем кто-то торгует бланками на чёрном рынке

Грузовые автоперевозчики не могут добиться понимания от Комитета транспорта министерства индустрии и инфраструктурного развития. Предприниматели уже два года разбираются с чиновниками из-за ИБР – иностранных бланков разрешений, которые на сленге называют "дозвол". Согласно законодательству, просто так вывезти или привезти груз без соответствующего документа нельзя. Бланки необходимы для контроля, поскольку между странами также существуют договорённости о количестве автотранспорта, который может въехать на территорию. Однако, по сути, никаких иных функций ИБР нести не могут. Тем не менее чиновники могут использовать "дозволы" для ограничения бизнесменов в их работе. Более того, грузоперевозчики обнаружили теневой бизнес по продаже этих бланков.

Читайте также
Учредителем "Оператор РОП" была домработница Алии Назарбаевой

Нам попали официальные обращения от Союза международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан (КазАТО). Они написаны в Антикор, генеральному прокурору, председателю агентства по делам госслужбы и даже Касым-Жомарту ТОКАЕВУ.

"Одним из фактов проявления ущемления прав отечественных перевозчиков в получении иностранных бланков послужила информация Комитета об остатках ИБР на 26 декабря 2022 года. Где количество квоты обмена бланками по всем странам составила 115 428 штук, из них выдано (перевозчикам) 107 865 штук, в остатке 47 562 штуки, исходя из этого видно, что 30 процентов от общего количества бланков не распределены", - сказано в письмах. Союз сообщает, что в течение всего года перевозчики не могли получить "дозволы" в достаточном количестве. Зачем Комитет делает такой большой остаток, никому непонятно. Ведь перед нами не просто цифра, а 47 тысяч возможных рейсов между Казахстаном и странами Европы, а также КНР и дополнительные налоги в бюджет.

В письме сообщается, что КазАТО и перевозчики недовольны работой начальника Комитета по транспорту Жасулана МАРАЛБАЕВА.

"КазАТО считает, что в действиях Маралбаева Ж.Г. усматриваются признаки коррупционного нарушения, в части создания интернет-продажи ИБР в Казахстане, путём получения ИБР через подставные компании, и развития интернет-торговли ИБР, создавая искусственный дефицит ИБР", - сообщают генеральному прокурору и президенту перевозчики.

В письме от 14 февраля 2023 года председателю Агентства по противодействию коррупции Олжасу БЕКТЕНОВУ КазАТО сообщает следующий факт.

Читайте также
Ни газа, ни дорог: будет ли прок от газификации Караганды

"В ходе рабочего совещания индивидуальный предприниматель УСОВА Людмила заявила, что купила шесть универсальных польских бланков разрешений образца 2023 года по 700 долларов за каждый, тогда как Налоговым кодексом установлен сбор. Сведения о продавце выяснить не удалось",- сообщали главному борцу с коррупцией перевозчики почти три месяца назад.

По оценкам КазАТО, теневой доход от продажи бланков, при расчёте средней цены за один в размере 500 долларов, может составить 1,9 млрд тенге в год. Союз настойчиво предлагает ввести уголовную ответственность за продажу ИБР. Более того, предприниматели обращались во все политические партии, где указывали ту же информацию. В этих письмах сообщается, что на чёрном рынке один "дозвол" может стоить от 350 до 2000 долларов.

"На сегодняшний день Комитет является единственным управляющим и контролирующим органом, регулирующим вопросы в области международных автомобильных перевозок. Комитет получает, распределяет, выдаёт и контролирует возврат и списание ИБР путём уничтожения. Наделение одного государственного органа такими функциями порождает и создаёт риски возникновения коррупции", - сказано в письме к партии Amanat. Сейчас Комитет занимается разрешительными документами на все виды перевозок, включая пассажирские.

Тут стоить отметить, как чиновники избегают ответственности за выдачу или отказ в разрешении на перевоз грузов. Как сообщается в письмах КазАТО, с 2020 года было инвестировано 50 млн тенге для внедрения новой программы распределения иностранных бланков разрешений. То есть, по версии чиновников, за эти документы отвечает программа, данные анализируются автоматически, и выдаётся результат. Но предприниматели не доверяют этой системе по нескольким причинам.

Читайте также
В Жезказгане закроют колледж, чтобы выполнить поручение президента и открыть университет

- Мы полагаем, что уполномоченный орган фактически безосновательно выдаёт разрешения на осуществление международных грузоперевозок одним предпринимателям и отказывает другим. Хотя с формальной точки зрения Комитет ссылается на то, что так распределила автоматическая система. В попытке разобраться с ситуацией я направил адвокатский запрос в министерство юстиции. Мне в ответе написали, что в реестре нормативных актов отсутствуют правовые акты, которые официально утверждают "автоматическую систему и методику". Это ведь свидетельствует о том, что Комитет использует незаконные систему и методику распределения? - объясняет юрист Сергей КИМ. Получается, что отказы и разрешения Комитет по транспорту выдаёт непрозрачно.

- Относительно этой автоматической системы - могу отметить отсутствие прозрачности. Сведения об интерфейсе системы и то, как она функционирует, недоступны для предпринимателей, поскольку официально её просто нет. Имеется лишь методика, которая размещена на сайте КазАТО, но КазАТО не ответил нам, кто является её автором или разработчиком. КазАТО лишь перенаправляет в МИИР. Разработка и критерии создания программы также неизвестны. Доступ к ней имеют чиновники Комитета, и предпринимателям предоставляется лишь результат работы системы. Странно получается, система никем не утверждена, нигде не зарегистрирована, а значит не прошла все необходимые согласования и экспертизы, включая общественные слушания с учётом мнения перевозчиков, как это предусмотрено действующим законодательством. Хотя по закону, государственный орган обязан руководствоваться в своей деятельности только правовыми актами, соблюдая принцип открытости и равного отношения ко всем предпринимателям. Однако тем не менее Комитет использует эту систему, и в ответ на множество поданных заявок приходит отказ со ссылкой на такое распределение автоматической системой.

Читайте также
Вопросы без ответов в деле Astana LRT

Чиновники, кажется, пытаются себя оградить, отвечая, что решения принимает не человек, а компьютерная программа. Однако мы, мягко выражаясь, сомневаемся в этом. Разрешения выдаются с учетом определенных коэффициентов и других факторов, о которых перевозчики догадываются, но точно не знают и не могут на них влиять. Например, для анализа в системе могут быть выбраны непредсказуемые периоды времени деятельности перевозчика. Мы предполагаем, что данные для анализа могут быть сгруппированы и изменены программой для получения "необходимого" результата – "выдать разрешение" или "отказать в выдаче". Однако это лишь наши предположения, поскольку, как я говорил, отсутствует официальный документ, который регулирует работу этой автоматизированной системы, - говорит Ким. По словам юриста, чиновники своей программой могут поставить на грань банкротства многих перевозчиков.

- Еще один пример, согласно официальному ответу, в первом квартале компания имеет право получить максимум 40 разрешений, а в другом уже указано – 30. Да, периоды, которые учитывались в системе, отличаются, но не сильно. При этом мало что изменилось в деятельности компании за этой время. На наш взгляд, нет правовых оснований, чтобы сократить количество разрешений на 10 штук, - говорит юрист. Причины для отказа могут быть разные, иногда даже из-за того, что у перевозчик уже сдал использованный ИБР, но система это не учитывает, потому что срок его возврата не истёк.

Читайте также
Что общего у Назарбаевых и карагандинской канализации

- Что касается чёрного рынка, то на самом деле это крайне интересная ситуация. Перевозчики не имеют права передавать свои ИБР другим компаниям, это незаконно и влечет административную ответственность, приостановление допуска по решению уполномоченного органа, даже не судом, к системе перевозок на 6 месяцев и проблемы с Комитетом. Но, если "дозволы" продаются, это означает, что они попадают в руки недобросовестных компаний благодаря "автоматической системе". Эти недобросовестные компании "продают" их физическим лицам – водителям, которые не имеют статус перевозчиков и не платят налоги. Добросовестные же перевозчики не могут получить их, соответственно - не могут исполнить свои обязательства перед заказчиком и осуществить перевозку, а значит, в этой части налоги не поступают в госбюджет, - объяснил Сергей Ким.

О торговле на чёрном рынке перевозчики сообщили всем, кто может разобраться с ситуацией. Но никаких действий правоохранительные органы или даже политические партии не предприняли. Хотя, например, партия Respublica обещала помощь и содействие бизнесу. Перед выборами в мажилис председатель партии "Ак жол" - депутат Азат ПЕРУАШЕВ - лично обещал оказать помощь предпринимателям.

Сейчас перевозчики и министерство индустрии и инфраструктурного развития будут собирать новую рабочую группу для обсуждения своих проблем, которых гораздо больше, чем сказано в публикации. Однако Антикор однозначно должен заняться теневой торговлей и выяснить, кто из чиновников или перевозчиков может промышлять продажей документов на стороне. Тем более, мы не знаем, кому их продают и что хотят перевезти эти люди через границы нашей страны.

Фото: Pixabay.com.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




блогер
Қазсот деген телеарна ашып, букмекерлік контораларды демеушілікке тартып, ставка тігіп отырмайық.
Почему женщину в Казахстане не считают человеком
Государство не станет цивилизованным никогда, если не прекратится насилие над гражданами женского пола
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Зачем Управлению делами президента поле для гольфа
Нацкомпания QazaqGaz избавилась, наконец, от навязанного ей убыточного актива
Португалия – путь к революции
50 лет назад португальская армия вышла из казарм, чтобы совершить революцию, вошедшую в историю под названием "Революция гвоздик"
1 мая - исконно американский праздник
День международный солидарности трудящихся появился в результате событий, имевших место именно в США
Казахи 200 лет назад: смеялись над конокрадами, боялись башкирской судьбы, ограничивали ханскую власть
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Адвокатам Бишимбаева не понравились футболки потерпевших
Защита экс-министра потребовала удалить тех, кто в футболках с надписью "За Салтанат"
Как за четыре часа в Казахстане отменили георгиевскую ленту
К чему привели "невнимательность заполнения и перекопирование неправильного текста в технической спецификации"
Жители Усть-Каменогорска наживались на желании педагогов гарантированно пройти оценку знаний
Предприимчивые горожане брали деньги, заявив о наличии у них возможности оказания содействия в получении сертификатов
Актюбинца незаконно лишили свободы, водительских прав, поставили на учёт в наркодиспансер
Виною всему - непрофессионализм врача-нарколога и неисправный алкотестер
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.