Как "Кеден" тормознула таможню

7283 просмотров
0
Ратель
Среда, 26 Мар 2025, 13:00

Недоработанная информационная система - это простои транспорта на границе, проблемы для рынка и ещё один вклад в инфляцию

Участники внешнеэкономической деятельности, как на официальном языке принято называть ту часть бизнеса, которая занимается перемещением товаров через границы Казахстана в рамках импортно-экспортных операций и их оформлением, в последние месяцы сильно ругаются. Причина в том, что их профессиональную жизнь хотели улучшить и для этого прошлой осенью Комитет государственных доходов (КГД) в тестовом режиме ввел новацию - Национальную интегрированную платформу (НИП) "Кеден".

Читайте также
Казахстанский транзит = геополитическая конъюнктура минус стареющий водитель

В нее бизнесмены – импортеры, экспортеры и таможенные брокеры – должны подавать ряд данных, в том числе предварительную информацию о перемещаемом грузе, транзитную декларацию, регистрацию сертификата обеспечения уплаты ТПиН - таможенных платежей и налогов. Готовилось введение новой системы с весны прошлого года. Перед введением были созданы специальные чаты с КГД, в которых эта тема обсуждалась, но, несмотря на это, уже в первые дни работы НИП "Кеден" появились проблемы. Из-за возросших сроков таможенного оформления грузов начались задержки железнодорожных вагонов и грузовых автомобилей на границе. Таким образом, вместо улучшения администрирования внешнеторговой деятельности, получилось наоборот.

Председатель правления "Казахстанской Ассоциации таможенных брокеров" Геннадий ШЕСТАКОВ, комментируя Ratel.kz эту историю, начал с замечания:

- Это уже становится традицией. Когда-то, в 2011 году, в Казахстане была введена аналогичная по задачам информационная система "Астана-1". Она была создана на основе рамочной системы ООН для тех стран, которые не имели опыта электронного декларирования. И у нас это был шаг назад, потому что мы в Казахстане, по крайней мере с 2008 года, работали со своими программами, которые на тот момент были эффективнее. А в эту новую программу решили засунуть весь сложный аппарат евразийской интеграции в таможенной сфере. Это можно сравнить с тем, что в костюм 44-го размера попытаться одеть человека размера где-то 70-го. Из-за ее априорной примитивности для наших условий и того, что приноравливали ее к ним "на коленке", "Астана-1" сразу начала давать сбои: сутками не работала, что отражалось на всех - и на экспортерах, и на импортерах, и на транзите. В итоге кем-то почему-то – а мы опять не знаем точно, кто эти герои страны - было принято решение вводить национальную платформу. Так появилась "Кеден".

Читайте также
Эксперт: Собирать налоги проще, если вы успешно регулируете макроэкономические параметры

И история повторилась: уже 16 ноября, через несколько дней после ее введения, на таможенных переходах Казахстана с Китаем, Узбекистаном, Туркменией грузоперевозки затормозились. Очень сильно выросли затраты времени на их оформление. Грузоперевозчики говорят, что, если раньше на оформление одной транзитной декларации уходило 8-10 минут, то после введения "Кеден" стало не менее двух часов. И каким-то образом нужно успеть с тем же самым персоналом обработать весь железнодорожный маршрут. А технологического времени в международных пунктах пропуска дается максимум 3-4 часа, обычно меньше. И если в вагоне или грузовике перевозятся грузы для нескольких получателей, а так зачастую и бывает, то уложиться в это время стало вообще невозможно так как нужно оформить "транзитку" на каждого получателя в вагоне. Реально, говорит Геннадий ШЕСТАКОВ, за это время в условиях работы новой системы оформить два вагона, остальные придется отцеплять, и они будут стоять и ждать. Так оно и получалось.

Работу "Кеден" отменили. Но – отменили временно, для доработки. В апреле ожидается новое подключение системы. В профессиональных чатах - жалобы и требования улучшить работы хотя бы в части загрузок в "Кеден" данных в форматах EXEL и XML. Предприниматели в миноре.

- Претензий к программе много, она на момент введения просто была "сырая", не доработана. Мы предлагали Минфину сначала запустить ее в тестовом режиме на серверах ДГД отдельной области, но нас не послушали. Наша Ассоциация сразу обратилась в Комитет госдоходов, выделив четыре группы проблем. Не стану вдаваться в детали, назову несколько из них. Интерфейс программы непонятен, не соответствует тем рекомендациям, стандартам, которые приняты в международных организациях, как Киотская Конвенция ООН об упрощении и гармонизации таможенных процедур или Всемирная торговая организация. А Казахстан является участником этих соглашений и должен выполнять эти стандарты. Сразу заполнить декларацию в "Кеден" за привычные 5-10 минут невозможно, так как на одно наименование товара вы получаете 500-560 всплывающих окон, то есть пунктов информации, которая должна быть внесена и заявлена в декларации. Дальше - для корректной работы программы нужен стабильный и быстрый интернет, а этого сегодня не везде на пунктах пропуска на границе есть. И ведь многие проблемы проговаривались в чатах до введения программы! Но ее разработчики не приняли во внимание те замечания. В результате – большие и не контролируемые простои транспорта. Так еще и не провели соответствующую работу по подготовке запуска системы с сотрудниками территориальных органов государственных доходов, работающих в международных пунктах пропуска, с Нацкомпанией "Қазақстан темір жолы". И они так же, как и бизнесмены, обучались в "аварийном формате", - говорит Геннадий Шестаков.

Читайте также
Закон о госзакупках – чем "кривее" получится, тем больше работы юристам

КАТБ и другие участники рынка ведут интенсивную переписку с Комитетом государственных доходов по поводу будущего системы "Кеден". Бизнесмены предлагают разрабатывать эту программу вместе с Минфином, ведь кто, если не участники внешнеэкономической деятельности, лучше понимает, как и что нужно улучшать в процессе ее оформления? Тем более что в Казахстане есть аж четыре лицензированные компании-разработчики, которые находятся в реестре КГД, имеют опыт разработок подобных продуктов.

- Что мы увидим "на выходе", непонятно, по нашим данным, до сих пор нет технического задания на программу "Кеден". А если так, то каким образом этот программный продукт станет тем, для чего он задуман: способом, позволяющим сокращать трудо- и времязатраты? Недоработанная информационная система - это простои транспорта на границе, а это – проблемы для рынка, еще один вклад в инфляцию, - говорит Геннадий Шестаков.

Фото: keden.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




баспагер
Құлдық сана дегеніміз – 500 мың теңге төлеп, қытай көлігін русификациялау.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Как карагандинская судья может навредить судебным реформам
И вправе ли она незаконно удерживать у себя автомобиль Lexus GX 460 и два айфона, принадлежащие частному автопарку
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Потомки знаменитого купца увидели шедевр прадеда, сохранённый Даниалом Ахметовым
Правнуки купца Рамазанова не подозревали, кто он и что оставил Павлодару, пока их семейную тайну не раскрыл журналист Салауат Темирболат-улы
Когда Казахстан выйдет из ОПЕК+
Что лучше: ужасный конец или ужас без конца?
Актюбинка получила срок за смерть своего ребёнка
Её осудили за оставление младенца в опасности
Война Израиля с Ираном
Как всё начиналось
Алма-Ата 1980-х с высоты птичьего полёта: что творилось на границах города
Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Что важнее для страны – собственные граждане или китайские подрядчики
Строители в области Абай просят Токаева вмешаться в конфликтную ситуацию с генподрядчиком из Поднебесной
Исторический weekend. Позитивное брюзжание на тему туризма
Позитивное – потому что не с целью поругать, а с целью улучшить ситуацию
Снова об автомобильных дорогах Казахстана
Из выделенных 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент
Бывший гендиректор ArcelorMittal Temirtau рассказал про кражи угля в шахтах и борьбу с ОПГ на комбинате
Некоторые работники шахт получали угрозы и ходили с охраной
Петропавловск подаст заявку о признании центральной пешеходной улицы самой длинной в мире
В регион с инфраструктурными проблемами хотят привлечь больше туристов
Рядом с МЦПС “Хоргос” появится аэропорт немецкого качества
Накануне в Германию ездил министр Марат Карабаев, а, вернувшись, стал экс-министром
Экс-судья Жолманова из Алматы приговорена к 10 годам тюрьмы
Ущерб от её действий оценивается в миллиард тенге
Нанятый директор микрокредитной организации проиграл в азартные игры свыше 61 миллиона тенге
Деньги на игру он брал из кассы своего предприятия
Чего на данный момент добился Дональд Трамп
Политический кризис в США не за горами
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.