Как музыка может спасти Алматы?

3468 просмотров
0
Юлия МИЛЕНЬКАЯ
Суббота, 22 Апр 2017, 18:30

Рустам Оспанов, DJ и директор фестиваля Jazzystan: прежде чем привлекать в город туристов, сначала нужно сделать его привлекательным для собственных жителей

Еще неделя — и в Алматы стартует музыкальный фестиваль Jazzystan. Первый концерт пройдет 30 апреля в рамках Всемирного Дня Джаза под эгидой UNESCO с участием лучших британских и казахстанских музыкантов.

Второй – 5 мая: выступят две лучшие команды Тель-Авива. А в планах у организатора Jazzystan Рустама ОСПАНОВА (на снимке) - организация нового проекта. Ждем в конце лета новый музыкальный фестиваль с «экологическим уклоном».    

Читайте также
Модернизация сознания в действии

Билеты на Jazzystan в 5 раз дешевле, чем на Кайрата Нуртаса

– Создавая Jazzystan, я рассчитывал объединить людей благодаря их любви к совершенно разной музыке. Ведь Jazzystan – это не только Jazz. Это, в том числе, Soul, Hip Hop, World, Indie, Rock & Electronic Music. За годы работы я увидел, как вкус в музыке во многом отражает характер аудитории. Те, кто сегодня приходит на Jazzystan - это представители так называемого «творческого класса», и уровень их интеллекта, равно как и сознания, достаточно высок.

В какой-то момент мне показалось, что именно для этой передовой, не побоюсь этого слова, части общества в Алматы не проходит почти никаких мероприятий. Большая часть концертов – заунывные песни, наполненные страданием, чаще - навязанные эфиром народных радиостанций. Очень хотелось «разбудить» людей и сказать: «Народ, ну проснитесь уже, наконец, этот мир настолько прекрасен и... изобилен».

Можно придумать кучу оправданий, включая особую ментальность, связанную с тяготами трудных условий жизни, но - Come On! Билеты на Jazzystan порой стоят в 5 раз дешевле билетов на концерты Кайрата НУРТАСА, Григория ЛЕПСА и Стаса МИХАЙЛОВА. Поэтому тут для нас нет никаких оправданий. Мы либо идем вперед, либо остаемся на задворках цивилизации.

– А алматинские власти - в числе передовых? Поддерживают фестиваль?

– Я лишь раз обращался в акимат. Это было в 2010 году. Мне нужна была информационная поддержка. А так все свои фестивали, за исключением Дня города в 2012-м, я провел за счет собственных договоренностей с компаниями - спонсорами и партнерами. Было и так, что Jazzystan больше поддерживали международные компании, нежели казахстанские, и это, конечно, было для меня несколько странно.

Читайте также
Какие клоуны не нужны Казахстану?

Сначала нужно сделать город комфортным для самих себя – а туристы подтянутся

 – Как-то вы сказали, что работаете над тем, «чтобы в культурном смысле приблизить Алматы к уровню развития крупных европейских городов». И как — есть успехи? 

– Ровно год назад меня пригласили на фестиваль Cully Jazz в Швейцарии выступать в качестве диджея. Этот фестиваль существует с 1983 года, проходит на берегу Женевского озера, рядом со знаменитым Montreux, где уже на протяжении полувека собираются музыканты со всего мира на одноименном джазовом фестивале. В аэропорту меня встретил пожилой человек 86 лет.

Оказалось, что каждую весну он принимает участие в фестивале Cully Jazz в качестве волонтера абсолютно бесплатно - работает водителем. Он объяснил это тем, что ему крайне приятно помогать своему городу и видеть как благодаря фестивалю туда приезжают тысячи людей со всего мира. Но больше всего, по его собственному признанию, ему нравится возможность личного общения с музыкантами, и даже роль водителя – совершенно бесценный опыт. Кстати, на деле этот джентльмен оказался не так прост.

Это один из тех знаменитых астрономов, кто с группой коллег в Чили в ноябре 2015-го обнаружили в космосе галактику с планетами, похожими на Землю…  Дошли ли мы до подобного отношения к жизни? У меня нет ответа на этот вопрос. У фестивалей типа Cully Jazz много не только спонсоров, но, прежде всего, меценатов, что дает стабильность в работе и развитии. К примеру, в организации Montreal Jazz Festival в Канаде принимает участие вообще почти весь город.

- А у нас…

Читайте также
В Петропавловске к приезду Путина построят театр

- А у нас в следующем году Jazzystan отмечает свое десятилетие, и я не теряю надежды, что наш проект, который на самом деле важен для города, обретет наконец поддержку. Ведь он нужен не мне одному. Как бы не было трудно, количество музыкально образованных людей растет, как и уровень культуры в целом, это видно по зрителям, посещающим Jazzystan, по росту гражданской ответственности и участию людей в разных других полезных городу проектах.

Да простят меня другие города Казахстана, но это особенно чувствуется здесь, в Алматы, и одна из причин – то, что люди в нашем городе совсем не равнодушны к окружающему их пространству. И это касается всех сфер жизни.  

– А еще вы говорили о том, что знаете, что необходимо для того, чтобы сделать Алматы привлекательным для туристов.  

– Знаю. Для начала необходимо сделать город привлекательным для самих себя, научиться создавать комфорт вокруг себя и не бояться помогать другим людям...

Алматы потеряет еще немало толковых светлых людей

Читайте также
Неказахские сюжеты Ляйлим Имангазиной

– В последнее время часто приходится слышать, что Алматы теряет статус культурной столицы...

– Потому что весь фокус внимания направлен на Астану. И, конечно же, наблюдается общая тенденция: талантливые люди не находят себе места в существующей системе координат и покидают Алматы. Боюсь, наш город потеряет еще немало толковых светлых людей.

- А вы не собираетесь уезжать?

- Все, что я делаю в Алматы – очень непростая работа. Она связана с рисками и потерями, и для того, чтобы превратить это дело в по-настоящему доходный бизнес, необходимы инвестиции. Но крупные бизнесмены чаще предпочитают вкладывать средства в более осязаемые проекты. Меценатов в сфере развития музыкальной культуры, к сожалению, на сегодня в Алматы нет. В то же время я не могу назвать себя человеком привычного бизнес-мышления. И, возможно, именно благодаря этому фестиваль все еще не потерял свою душу. 

– Принято считать, что кризис  – это старт к новым идеям. Но, как показывает практика, в любое время становятся успешными лишь проекты с хорошей финансовой составляющей…

– Jazzystan возник на фоне кризиса в 2009 году. Сейчас у людей состояние не более, скажем так,  радужное. Нужна отдушина. Этот вакуум сейчас ощущают все и он требует заполнения. Что касается меня - я в поиске решений, в том числе и финансовых. Будем надеяться, что получится. Нужно пытаться!

Читайте также
Кто хочет сделать Алматы культурной провинцией?

От музыки к экологии и наоборот

– И на фоне всех этих сложностей вы начинаете новый проект…

– Идея нового фестиваля, запланированного на конец лета, – привлечь внимание к проблеме окружающей среды. А его миссия (как бы громко это не звучало) –  объединение общества в решении единой задачи и пробуждение гражданской ответственности. Нам всем давно пора обратить внимание не только на проблему качества воздуха, но и на совершенно простые вещи: перевод ночного освещения на специальные датчики, отказ от пластиковых пакетов, сбор пластика, ламп, батарей, макулатуры… да просто раздельный сбор мусора в целом!

Словом — я опять за то, чтобы алматинцы «пробудились от сна» и перешли от слов к действию. И я очень надеюсь, что в этом нас поддержат авторитетные мировые музыканты, СМИ, меценаты, партнеры, спонсоры… и, конечно, зрители. Нам всем нужна одна большая объединяющая идея - и я над ней работаю.

Фото автора и из архива Рустама Оспанова.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером