Какие клоуны не нужны Казахстану?

12671 просмотров
0
Юлия МИЛЕНЬКАЯ
Воскресенье, 16 Апр 2017, 12:00

Карим Мутурганов - о специалистах, нужных государству и не нужных чиновникам

Сегодня у артиста, режиссера, клоуна, фокусника, члена Московского клуба фокусников, художественного руководителя и продюсера группы «Мутурганчики» Карима МУТУРГАНОВА (на снимке) грустное настроение.

Клоун редко улыбается, когда говорит о своей профессии. Вернее, об отношении к ней людей, в чьих руках она находится - чиновников.

Карим просто не хочет оказаться одним из последних (!) профессиональных клоунов в Казахстане: дело в том, что у нас в Казахстане не готовят клоунов. Даже в Республиканском эстрадно-цирковом колледже имени Ж. Елебекова нет отделения оригинальных жанров и клоунады.

Неужели смех и радость сегодня не в цене?

–  Я озвучил свое предложение об открытии такого отделения руководству колледжа, но пока внятного ответа не получил, - говорит Карим Мутурганов. – Остается только ждать и надеяться. 

«Я помню о своем обещании Президенту»

Карим Мутурганов и его сын Мурат.

– Карим Муратович, вы обращались куда-нибудь еще с этим предложением? 

– Я встретился с депутатом Мажилиса Парламента РК Гульнар ИКСАНОВОЙ, а она обратилась к министру культуры и спорта. Он передал письмо вице-министру.

Госпожа Актоты РАИМКУЛОВА прислала мне ответ, в котором изложила все заслуги колледжа и дала понять, что учебное заведение не страдает от нехватки хороших и достойных кадров, цирк живет и будет жить. Она даже не вникла в суть вопроса.

Я же не прошу открывать новый колледж, прошу только создать отделение в уже существующем учебном заведении. Меня вновь не услышали - не услышали люди, от которых зависит культура и будущее страны.

Мурат Мутурганов продолжает дело своего отца.

Читайте также
Там, где торжествует серость, к власти приходят чёрные

 А когда у вас вообще появилась эта идея?

– В 1996 году, когда я был на встрече с президентом, Нурсултан Абишевич предложил открыть в Казахстане школу оригинальных жанров для того, чтобы выпускать таких клоунов, как Мурат. Тогда же, в 90-х, когда я работал в Италии, мне предложили работать в одной из итальянских школ. Но я хорошо помнил свое обещание Президенту. Я должен был приехать в Казахстан и готовить свои кадры.

«До настоящего клоуна нужно дорасти»

– В прошлом году вам удалось открыть студию оригинального жанра…

– Удалось, только просуществовала она от силы три месяца. Нужно было платить за аренду, людям - зарплату, да и заниматься пришли лишь несколько детей. А из детей клоунов делать нельзя! Это у меня получилось осуществить с сыном, потому что мы из одной семьи, и это -  исключение. Воспитывать клоунов нужно уже из зрелых людей со сложившимся чувством юмора, определенным жизненным опытом. И даже при наличии такого опыта клоун появится не сразу: чтобы выпустить хорошего клоуна, нужно время.

...Я не хочу никого критиковать, но вы знаете, сегодня понимание о том, что такой настоящий клоун, кужа-то исчезло. Сейчас к людям выходит трюкач - без образа, без соответствующей музыки, без определенного костюма. В 1922 году Ленин в беседе с наркомом просвещения Луначарским произнес фразу: «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк» (почему-то всегда, цитируя эти слова, у нас забывают о цирке). Я считаю, что сам по себе цирк – не искусство, но в нем есть произведения искусства. Например, советские канатоходцы под руководством народного артиста СССР Владимира ВОЛЖАНСКОГО создали аттракцион «Прометей», ставший настоящим шедевром.

Легендарный Виль ГОЛОВКО придумал уникальный воздушный полет «Журавлей». Вот это да, это искусство. Многие же трюкачи, фокусники и прочие работники цирка имеют статус артистов, но на самом деле они простые исполнители. До этого звания нужно дорасти. Я обязан показывать трюки не ради трюков, а ради раскрытия своего образа.

А если ты надел на себя непонятно что, разучил фокусы и показываешь свою технику людям, какое же ты имеешь отношение к артистам? «Тяжело ли работать клоуном?», - спросил я когда-то, будучи студентом, одного своего будущего коллегу. «Просто нужно быть наглее и все дела», - ответил он мне – и как он был не прав!

Президент в своей программе говорит о том, что наша страна должна не просто выпускать продукт, а выпускать конкурентоспособный продукт на мировом рынке. Артист – это продукт своей страны, и он должен быть мирового уровня.

Читайте также
За артиста ответите!

Коррупция – это не только деньги

– На ваш взгляд, может ли казахстанский цирк стать таким конкурентноспособным продуктом в мире?

– Давайте я скажу не только о цирке. Сегодня, как мы все знаем, идет борьба с коррупцией. И мы всегда рассматриваем это явление с одной стороны, говорим только об украденных государственных деньгах... Но ведь коррупция - это не только деньги!

Это «высокое покровительство», это люди, которые используют государственные кресла в личных целях, занимают высокое положение и при этом ничего не отдают для процветания страны. Отсюда страдает производство, та сфера, где такие люди «работают».

И, когда у нас пишут о разоблачении очередной финансовой махинации в том или ином ведомстве, я всегда думаю – а почему бы не «разоблачить» работников этого ведомства с еще одной точки зрения – на проверку их профессионализма?

Соответствия квалификации - должностям и позициям? Потому что – это мое глубокое убеждение – профессионалы не воруют. Им это просто не нужно...  

Фото из архива Карима и Мурата Мутургановых.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Невидимое братство независимой страны
Интервью с Великим Мастером Великой Ложи Казахстана Айдаром Алпысбаевым ко Дню Независимости
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером