Любовь и диктатура

2285 просмотров
0
Ольга МАЛЫШЕВА
Пятница, 25 Ноя 2016, 16:00

В документальной программе кинофестиваля Clique были Северная Корея и Украина девяностых против Великобритании десятых и Аральск, в котором все еще есть жизнь

* Деспот тоже человек

* Недолго музыка играла

* Прощай, Херсон!

* Море приспособилось

Читайте также
Чистый труд

Завершившийся в Алматы третий кинофестиваль Clique представил документальную программу из четырех картин.

Каждая из них обещала рассказать историю о людях, на деле рассказывала историю о среде.

Clique дал срез эпохи и обозначил громадные сходства в развитии вроде бы сильно отличающихся друг от друга стран и даже в разные десятилетия.

Документальное кино, в котором позиция автора порой сильнее, чем в игровом, имеет важную особенность: ему сложно не быть честным, и зритель всегда имеет возможность смотреть его «между кадров».

Деспот тоже человек

Британский фильм «Любовь и диктатура» (в оригинале – The Lovers and the Despot) посвящен истории, которая могла бы стать основой для детектива, триллера, мистического романа или чуть ли не фантастики.

Южнокорейский режиссер СИН Сан Ок и его жена, известная актриса ЧХВЕ Ын Хи, пропали в 1978 году во время поездки в Гонконг. Пять лет спустя о них снова услышал мир. Син и Чхве начали работу в Северной Корее.

С 1983 по 1986 год они сняли более двух десятков пропагандистских фильмов по заказу КИМ Чен Ира.

Читайте также
Цветаева, Брик, Райх и Дали на одной кухне

Как рассказывает в интервью создателям фильма «Любовь и диктатура» Чхве Ын Хи (Син Сан Ок умер в 2004 году в 79-летнем возрасте от болезни печени), северокорейский диктатор похитил их с мужем, пока они находились в Китае, затем в течение пяти лет идеологически «обрабатывал», чтобы с помощью самого успешного режиссера из Сеула поднять на новый уровень кино КНДР.

Три года супруги создавали фильмы о победе коммунизма над капитализмом, но, оказавшись по делам, связанным с кинопрокатом, в Австрии, при первой возможности запросили убежища.    

Интересно, что в фильме, посвященном судьбе режиссера и актрисы, самым живым персонажем оказывается тот, кого в оригинальном названии указали как «деспота».

Ким Чен Ир в трактовке режиссеров картины – тонкий художник, человек творческого склада, Питер Пэн, у которого не было детства. Син и Чхве для него были как новая игрушка для ребенка: он, похоже, искренне полюбил своих невольников.

Впрочем, в кадрах, снятых уже ближе к современности, от хрупкости и тонкости северокорейского лидера уже практически ничего не остается: народную любовь к себе он культивирует совершенно диктаторскими способами.

Недолго музыка играла

В фильме «Любовь и диктатура» в эпизодах, которые разворачиваются в начале восьмидесятых, упоминается: Ким Чен Ир предоставил Син Сан Оку самое современное, мощное и дорогое кинооборудование.

В другой ленте о Северной Корее в программе Clique тоже речь заходит о технологиях, и ситуация выглядит совершенно иначе.

«День освобождения» называется норвежско-литовский фильм о концерте словенской индастриал-рок-группы Laibach – первого западного музыкального коллектива, приглашенного в КНДР.  

Концерт Laibach в Пхеньяне состоялся в августе прошлого года и был приурочен к 70-летию освобождения Серверной Кореи от японского влияния. Европейские музыканты с опытом, именем и статусом отправились на гастроли в одну из самых закрытых стран мира и на себе ощутили все прелести северокорейского диктата.

Оборудование, которому полвека, нехватка шнуров и стоек для микрофонов, цензура, регулярное наблюдение – вот современные реалии столицы КНДР. Фотографироваться только под определенным углом. Петь только с определенным акцентом. 

Вообще текущая бытовая ситуация в Северной Корее породила всплеск активности среди кинодокументалистов. Вот и российский режиссер Виталий МАНСКИЙ снял там фильм «В лучах солнца»: он сделан в стилистике «фильма о фильме» - северокорейцы предложили режиссеру экранизировать историю девочки-пионерки, но в кадр попало то, что должно было остаться за кадром.

Прощай, Херсон!

В «Танцовщике» - ленте о звезде современного балета Сергее ПОЛУНИНЕ – есть кадры, которые удивительно резонируют фильмами о КНДР. Полунин провел детство в украинском Херсоне: это было в девяностых, провинциальные постсоветские города были все на одно лицо – мрачные, нищие, дикие.

Читайте также
Шедевры на заказ не делаются

В финале картины Полунин, уже легенда мирового искусства, приехал обратно в родной город. Выступил в местном музыкальном театре, встретился с первым учителем танцев. Херсон в десятые недалеко ушел от Херсона девяностых: он только стал чуть светлее и чище.

«Танцовщик», когда речь идет об окружении главного героя, строится на противопоставлении: вот совсем юный Полунин в скромном танцевальном классе в Украине – а вот он уже взрослый на сцене роскошного Королевского театра в Лондоне. Вот он идет по неасфальтированной тропинке к железнодорожным путям, пробираясь через грязь, в Херсоне – а вот сидит под солнцем на морском побережье где-то в США.

Восток и Запад как второстепенные, но важные, персонажи проявляются во всех уже упомянутых фильмах, а их противопоставление играет большую роль в конфликте внутри картин. И кинематографисты, которые сами – британцы, норвежцы, литовцы, американцы – придерживаются стороны Запада.

Море приспособилось

Казахстанский режиссер Катя СУВОРОВА в документальном фильме «Завтра море» тоже говорит о западе – точнее о Юго-Западе Казахстана, об Аральском море. И в отличие от своих коллег-кинодокументалистов, чьи фильмы попали в программу Clique, она рассказывает не о людях через эпоху, а об эпохе через людей.

Читайте также
За секунду до взрыва

Аральск в этом фильме немногим отличается от Херсона в «Танцовщике», а рыбаки или сборщики металла – от рабочих из КНДР. Одна из героинь в «Завтра море», отвечая на вопрос, что стало с Аральским морем, отвечает: «Оно приспособилось». Как приспособились и люди жить в той обстановке, которая их окружила.

В объективе оператора – только Аральск и поселки рядом – а кажется, что вся страна. За пределами областных центров и столиц весь Казахстан, похоже, выглядит так: люди работают от рассвета до заката, после работы выпивают, по выходным собираются с родственниками, а по государственным праздникам приходят на площадь, чтобы под бумажными голубыми флажками вместе с навестившими их чиновниками прочувствовать торжественность момента.

Море приспособилось – а чем мы хуже? Мир вокруг нас – немного Северная Корея, немного лондонский Королевский театр, чуть-чуть Херсон и побольше - Аральск. Чтобы получилось кино, нужно-то всего ничего: просто взять камеру, смотреть, ощущать и снимать.

 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента