Министерство культуры и... отдыха: об отдыхе думаем, о культуре – нет

3874 просмотров
0
Юлия МИЛЕНЬКАЯ
Понедельник, 01 Мая 2017, 19:00

Музыковед Юрий Аравин: В том, что молодежь предпочитает классике попсу, виновата не молодежь, а государство

Он – представитель еще одной профессии, которая вдруг оказалась не нужна современному Казахстану. Музыковед. Почти «мамонт». В творческих вузах сегодня больше уделяют внимание модному «арт-менеджменту», а в филармониях просто нет штатных искусствоведов. Как с этим жить, рассуждает заслуженный деятель искусств РК, музыковед Юрий АРАВИН.

Читайте также
Ермек Турсунов: Три рассказа о Боге

Бии и баи были меценатами и считали за честь спонсировать хороших певцов

- Сегодня концерты классической музыки нередко проходят без ведущего...

– Более того, музыканты выходят на сцену без объявления произведения, которое они исполняют. Полный абсурд. Об этом не думает ни филармония, ни министерство культуры и… отдыха (улыбается с досадой). Ведь об отдыхе оно думает, а культуре - как-то не очень. О том, что творческий процесс существует исключительно в триаде: композитор, исполнитель и слушатель. Слушатель образованный или хотя бы подготовленный. Для того, чтобы его подготовить, и нужен искусствовед, проводник, который сможет сделать так, чтобы искусство стало ближе и понятней...

Мне совсем не хочется брюзжать и произносить стариковскую фразу «а вот раньше...», но в советские годы была планомерная культурная политика, шла просветительская работа. Помимо нас, опытных музыковедов, трудились и молодые. Мы отрабатывали минимум 25-30 концертов (!) в месяц. Лекции проходили не только в филармонии, но и в школах, институтах, санаториях, на заводах и фабриках. В существующем тогда музыкальном обществе мы проводили каждый год двухнедельные музыкальные семинары по западной, русской музыке, музыке народов СССР. С конца 80-х-начала 90-х рухнуло все…

– Может быть, ваша профессия просто устарела? Новое время, новые ценности...

– Для того чтобы люди разбирались в музыке, имели определенные музыкальные предпочтения, нужно слово. Музыковедческое слово. И такое слово испокон веку существовало в казахской степи. Кюйши, например, не будет петь песню только потому, что ему просто так захотелось. Вначале он обязательно расскажет людям, его аудитории, о себе, о своем учителе, о своих предках. Таким образом он подготовит слушателей к восприятию произведения, а в конце обязательно произнесет сакраментальную фразу: «А теперь послушайте, как об этом расскажет моя домбра».

Это особенно показательно в области инструментальной музыки. Казахская инструментальная – домбровая, кобызовая, сыбызговая – очень сложная, у нее лишь кажущаяся простота. Воспитание правильной ориентации в искусстве всегда было в этнической культуре. Был профессионализм устной традиции. Везде кюйши был желанный гость, ему готовили и стол, и дом, и коня. И, кстати, каждый меценат, бай, бий, считал за честь спонсировать хорошего певца.

– Выходит, что раньше люди с достатком осознавали, что в музыку и в талантливых музыкантов нужно вкладывать деньги? Современных бизнесменов не особо радует перспектива долгосрочных инвестиций - я о классических музыкальных проектах…

–  Меценатство не бизнес. Ни один меценат не преследовал материальных целей, помогая талантам. Он помогал, исходя из своих духовных потребностей. Кстати, сейчас такие меценаты тоже есть, к счастью. Чем больше состоятельных людей, тем больше среди них появляется меценатов. Людям в какой-то момент становится просто неинтересно заниматься исключительно бизнесом и наращивать свои капиталы. К счастью, в человеке заложена тяга к искусству, к культуре, к прекрасному. 

Читайте также
Как британские леди и джентльмены помогают нашим особенным детям

Дайте мне аудиторию, и я переверну ее сознание

– Пустые залы на концертах классической музыки – это сегодня уже правило, а не исключение. Молодежь всегда предпочтет классике попсу...

– Здесь стоит винить не молодежь, а государство, которое не проводит образовательную, воспитательную политику. У нас отсутствует когорта просветителей.

– Но вы же и есть один из таких просветителей. Могли бы вы сегодня взять на себя ответственность за, скажем так, культурное воспитание подрастающего поколения?

– Если бы у меня была постоянная аудитория, наверное, можно было бы это как-то определить или взвесить. А так... Мне часто задают вопрос: «Юрий Петрович, какой у вас девиз?». Я отвечаю: дайте мне аудиторию, и я переверну ее сознание.

– И как вам предоставить эту аудиторию?

– У меня нередко бывало, что я приходил к людям, заведомо негативно относившимся к тому репертуару, который должен был исполняться музыкантами, в том числе и к этнической казахской музыке. Потому что для того чтобы понимать эту музыку, нужно хорошее образование, культура. Неслучайно такие великие умы, как Ромен РОЛЛАН, Сергей РАХМАНИНОВ, Александр ЗАТАЕВИЧ отмечали глубину казахской музыки и находили в кюях симфонизм, а значит - драму!

Но, возвращаясь к опыту работы с аудиторией, могу сказать, что мне требуется час-полтора, чтобы люди «проснулись», «зажглись» и попросили меня еще рассказать немного о кобызе, послушать еще больше произведений. Что касается самих исполнителей, то и они, выходя на сцену, должны быть скромны, доброжелательны к аудитории, умели общаться с ней так, как это делали большие мастера. Так это умел делать Нургиса ТЛЕНДИЕВ.

Читайте также
Как музыка может спасти Алматы?

МузыкоВЕД превращается в музыкоЕДА

– Неизбежныйвопрос: как заставить людей прийти на концерты классической музыки?

– Не заставлять. Музыка, прежде всего, должна сама выходить в народ. Необходимо организовывать концерты на открытом воздухе. Необходимо подбирать доступный и демократичный репертуар, начинать с произведений МОЦАРТА, ШТРАУСА. Нужно проводить большую рекламную работу для привлечения людей в концертные залы.

– Ну, для рекламной работы у нас сегодня есть такая специальность, как арт-менеджер…

 – Да, но дело в том, что большинство из арт-менеджеров предпочитает коммерцию. Они работают не с классикой, а с попсой. Из алматинской консерватории сейчас не выходят музыковеды, способные выйти к аудитории и нести просветительскую миссию. Музыковед превращается в музыкоеда. И все, что он может, – это написать хорошую аналитическую статью о том или ином произведении, понятную лишь узкому числу профессионалов.

– С чем это связано? Их теперь не так учат?

– Не так учат и музыкантов, и музыковедов. Дело в том, что музыкант – это артист. Он должен владеть хотя бы азами актерского мастерства, искусством общения с аудиторией. Музыканты у нас, к сожалению, как заведенные машинки. Это проблема учебных программ, проблема методики подготовки. У музыковедов отсутствуют такие предметы, как ораторское искусство и лекторское мастерство. Нашему министерству…как бы его поприличнее назвать? - «выше среднего образования»- следует задуматься над этим. А в министерстве культуры должны работать люди компетентные в вопросах культуры. У нас же искусство рассматривается как одна из сфер коммерческой деятельности.

– При этом ведь оно, искусство, больших дивидендов не приносит…

– Классическое искусство всегда было на дотации государства или же частного спонсорства. Во все времена и во всех странах.

Читайте также
Оркестр, как государство, бывает демократичным или авторитарным

Алматы был, есть и будет культурной столицей

– Последний вопрос - традиционный для алматинцев, работающих в сфере искусства. В последнее время часто приходится слышать, что Алматы теряет статус культурной столицы. Вы разделяете это мнение?

– Нет, я так не думаю. Другое дело, что Астана выступила в роли хорошего конкурента для Алматы. К примеру, «Астана Опера» привлекла хорошие силы, но именно из Алматы.

Алматы был, есть и будет культурной столицей, потому что здесь есть корни. В Астане этих корней нет.

Фото автора.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером