Почему до сих пор не закончено расследование катастрофы самолёта авиакомпании BekAir

2755 просмотров
0
Анна КАЛАШНИКОВА
Среда, 27 Дек 2023, 09:00

Со дня трагедии прошло четыре года, но причину гибели 12 человек почему-то никак не удаётся установить

27 декабря 2023 года исполняется ровно четыре года со дня катастрофы самолета Fokker 100 авиакомпании “Bek Air”. В этот день, выполняя рейс из Алматы в Астану, самолет на взлете попал в сложную полётную обстановку, потерял управление, вынужденно прервал взлёт и выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и территории алматинского Международного аэропорта, а потом врезался в дом, незаконно построенный в запретной зоне на приаэродромной территории.

Читайте также
Второго пилота Bek Air подвергали многочасовым допросам

В авиакатастрофе погибли 12 человек: командир корабля Марат МУРАТБАЕВ и пассажиры. Через месяц после крушения, 28 января, скончался второй пилот Миржан МУЛДАКУЛОВ.

До сих пор следствие так и не завершено. Причину гибели 12 человек почему-то никак не удается установить.

Юрист Сергей ДЕРЖАВЕЦ, представляющий интересы семей, пострадавших в авиакатастрофе, считает, что расследование затянулось из-за того, что следствие пытается связать гибель людей только с действиями пилотов и выкатыванием самолета. Но при этом игнорирует очевидное наличие причинно-следственной связи с действиями других лиц, причастных к подготовке самолета к вылету, и незаконной застройкой запретной зоны на приаэродромной территории капитальными домами, с одним из которых столкнулся самолет. Об этом мы уже писали в середине сентября в материале "Как расследуется дело о катастрофе рейса Z9-2100". Тогда же нам дали комментарии отец погибшего в авиакатастрофе Ержан АУГАНБАЕВ и пассажирка рейса, который потерпел крушение, Салтанат МУКАШЕВА.

14 декабря на Информбюро вышел материал "Крушение самолета Bek Air: расследование против сотрудников КГА прекратили".

Это дало нам повод снова обратиться к юристу Сергею Державцу, и у нас получилась довольно объемная и содержательная беседа.

- Скажите, пожалуйста, в связи с чем прекратили расследование против сотрудников КГА?

Читайте также
Как расследуется дело о катастрофе рейса Z9-2100

- В январе 2023 года фракция Демпартии "Акжол" в мажилисе парламента направила депутатский запрос генеральному прокурору, на который получила ответ, где было подтверждено, что 31 декабря 2022 года первому вице-премьеру правительства РК СКЛЯРУ Р.В. внесено представление об устранении нарушений законности по землям близ аэропортов Казахстана, где признано, что причиной трагических последствий катастрофы Fokker-100 является незаконное выделение земельных участков под строительство домов в границах санитарно-защитной зоны аэропорта города Алматы.

В ответе на депутатский запрос Демпартии "Акжол" Генеральная прокуратура сообщила, что Антикоррупционная служба возбудила и расследует уголовное дело ЕРДР № 227100131000122 по ст. 370 УК РК (бездействие по службе) против сотрудников Комитета гражданской авиации, которые в ноябре 2018 году незаконно выдали АО "Международный аэропорт Алматы" сертификат годности аэродрома, что впоследствии повлекло тяжкие последствия - гибель и ранения людей, находившихся в самолете Fokker-100 при его выкатывании за пределы аэропорта на приаэродромную территорию и столкновении с незаконно построенным домом.

Основанием для возбуждения данного уголовного дела послужило выявленное неисполнение сотрудниками КГА пункта 28 Правил сертификации и выдачи сертификата годности аэродрома (вертодрома), утвержденных приказом министра по инвестициям и развитию от 24 февраля 2015 года № 187 (далее – Правила сертификации аэродромов), где указано, что "по согласованию с уполномоченным органом допускаются временные отступления от норм годности к эксплуатации аэродромов (вертодромов), если такие отступления компенсируются введением дополнительных мер, обеспечивающих уровень безопасности полетов, эквивалентный установленному", – то есть КГА должен был потребовать от АО "Международный аэропорт Алматы" и согласовать введение конкретных дополнительных мер, чтобы устранить угрозу безопасности полетов, исходящую от построенных в створе ВПП-1 на приаэродромной территории десятков домов, с одним из которых столкнулся Fokker-100. Такими мерами могли стать временное закрытие ВПП-1 до сноса домов, требование об установке системы аварийного улавливания самолетов при выкатывании с ВПП (ЕМАS) или перенос порога ВПП с уменьшением ее длины, чтобы до этих домов было более 1000 метров и т.п. Однако КГА в ноябре 2018 года выдал сертификат годности аэродрома без ограничений – что и явилось составом преступления, предусмотренного ст. 370 УК РК (бездействия по службе).

Читайте также
Как расследуется дело о катастрофе рейса Z9-2100

Но казахстанские чиновники же крайне изобретательны и пойдут на любые хитрости, чтобы выкрутиться и не нести ответственность за свои действия или бездействие по службе.

В итоге для уклонения от ответственности за бездействие по службе, сотрудники КГА инициировали приказ министра индустрии и инфраструктурного развития от 31 марта 2023 года № 201, где утвердили совершенно другую редакцию упомянутых Правил сертификации аэродромов, в которых размыли ответственность КГА за согласование и введение "дополнительных мер, обеспечивающих уровень безопасности полетов, эквивалентный установленному", а пунктом 58 Правил сертификации аэродромов (в редакции после 31 марта 2023 года) переложили эту ответственность на эксплуатантов аэродромов – то есть на АО "Международный аэропорт Алматы".

- А как сотрудникам КГА удалось ввести в заблуждение следователя Антикоррупционной службы Р. АХМЕТОВУ и обмануть министра индустрии и инфраструктурного развития РК М. КАРАБАЕВА?

 – Неизвестно. Но зато известно, что М. Карабаев, став министром транспорта, назначил вице-министром транспорта Т. ЛАСТАЕВА, ранее возглавлявшего Комитет гражданской авиации и допустившего бездействие по службе, что стало причиной возбуждения уголовного дела. Чудеса – да и только!

При этом получилась хитрая коллизия – АО "Международный аэропорт Алматы" невозможно предъявить обвинения, так как их ответственность в этом вопросе ужесточилась и наступила в марте 2023 года, а ужесточение требований закона обратную силу не имеет.

И к Комитету гражданской авиации тоже не предъявишь обвинений – так как их ответственность в этом вопросе смягчилась и наступила тоже в марте 2023 года, а смягчение требований закона обратную силу имеет. Во как!!!

Читайте также
Кто и почему пытается скрыть причины крушения Fokker-100 авиакомпании “Bek Air”

В этом деле есть еще одна маленькая, но очень информативная деталь – Правила сертификации аэродромов в старой редакции были утверждены министром по инвестициям и развитию 24 февраля 2015 года, а зарегистрированы в Министерстве юстиции через полгода – 11 сентября 2015 года. А вот эти же Правила сертификации аэродромов (в новой редакции) были утверждены в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития 31 марта 2023 года, а зарегистрированы в Министерстве юстиции в этот же день 31 марта 2023 года. Что за спешка? Наверное, сильно подгорало у сотрудников Комитета гражданской авиации, и надо было быстрее прекратить возбужденное против них уголовное дело по бездействию по службе, чтобы спасти председателя КГА Т. Ластаева. Также в постановлении о прекращении уголовного дела в отношении сотрудников КГА указано, что Антикоррупционной службой в порядке со ст. 200 УПК РК в адрес Комитета гражданской авиации и местных исполнительных органов было направлено представление об устранении выявленных нарушений, которое я прошу вас помочь получить при вашем содействии как СМИ.

- Родственники погибших пассажиров того рейса обращались к президенту Республики Казахстан с просьбой о помощи в справедливом и объективном расследовании.

Тогда вы рассказывали о непонятной позиции МВД в расследовании уголовного дела по факту авиакатастрофы. Следствием игнорировались очевидные вещи, например, использование на морозе наземными службами АО "Международный аэропорт "Алматы" противообледенительной жидкости, разбавленной до состояния простой воды, неправильную и с нарушением технологии противообледенительную обработку Fokker-100, отсутствие реакции правоохранительных органов на ваше заявление о привлечении хозяина дома, который незаконно его построил на приаэродромной территории аэропорта г. Алматы и др.

Имеются ли какие-либо новости по расследованию авиакатастрофы и других смежных уголовных дел, связанных с этой авиакатастрофой?

Читайте также
Отчёт о катастрофе самолёта авиакомпании Bek Air был подделан

- Да. Во-первых, вконце сентября 2023 года в Министерство транспорта я направил запрос, суть которого заключалась в получении информации об исполнении или неисполнении Комитетом гражданской авиации Рекомендаций по повышению безопасности полетов, изложенных в Разделе 5 Окончательного отчета по результатам расследования авиационного происшествия с воздушным судном Fokker-100 UP-F1007, произошедшего 27 декабря 2019 года в районе аэропорта г. Алматы.

В октябре 2023 года был получен ответ, что выполнены многие рекомендации – были внесены изменения и дополнения в Земельный кодекс, в закон РК "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан", в закон "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации", а также другие нормативно-правовые акты, целью которых является повышение уровня безопасности полетов и исключение подобных катастроф (как с Fokker-100) путем ужесточения процедуры выдачи земельных участков и усиления контроля над незаконным строительством на приаэродромных территориях аэропортов Казахстана, в том числе и аэропорта г.Алматы.

Также были разработаны Правила по противообледенительной защите воздушного судна на земле и утверждены приказом и.о. министра индустрии и инфраструктурного развития от 7 марта 2023 года № 141 – этих правил вообще никогда в Казахстане не было.

Таким образом, Комитет гражданской авиации принял законодательные и регулятивные действия только после случившейся катастрофы с самолетом Fokker-100, а не до нее, что указывает на полное бездействие по службе со стороны сотрудников КГА.

Читайте также
Вице-министр рассказал о подмене документов для отчёта о катастрофе самолёта авиакомпании Bek Air

Однако в ответе Министерства транспорта совсем не указано, как выполнены Рекомендации к Окончательному отчету по результатам расследования авиакатастрофы с самолетом Fokker-100 другими субъектами гражданской авиации, особенно АО "Международный аэропорт Алматы", которому в п. 5.4.4. рекомендовано "рассмотреть вопрос о безопасном использовании ВПП 05 ПРАВАЯ и 23 ЛЕВАЯ для взлетно-посадочных операций до приведения прилегающей приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны аэропорта г.Алматы в соответствие с требованиями закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" от 15 июля 2020 года № 339-IV и Правилами выдачи разрешений на осуществление деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов, утвержденных постановлением правительства Республики Казахстан от 12 мая 2011 года № 504". Надеюсь, что после выхода данного материала в вашем СМИ Министерство транспорта, которое обязано контролировать ход исполнения рекомендаций из Окончательного отчета, ответит мне про исполнение АО "Международный аэропорт Алматы" указанных рекомендаций.

Во-вторых, в июне 2023 года я отправил заявление генеральному прокурору о выделении из уголовного дела ЕРДР № 197475031000233 по факту авиакатастрофы самолета Fokker-100 отдельного производства и привлечении по ст. 389 УК РК (самоуправство) хозяина дома К. РЕШЕТА, который самовольно, то есть незаконно его построил на незаконно выделенном земельном участке на приаэродромной территории аэропорта г. Алматы – без наличия каких-либо разрешений местных властей Талгарского района Алматинской области. С этим домом впоследствии столкнулся Fokker-100, что вызвало его разрушение, а также гибель и ранения людей, находившихся в этом самолете. Но дело так и "висит" без движения в департаменте полиции по Алматинской области у старшего следователя КАБДУЛДАНОВА Б., никаких мер до сих пор не принято. Чего они ждут? Пока Алматинская область останется без хозяина? Так она уже осталась без хозяина! Поэтому прошу ваше СМИ помочь мне получить от МВД внятный ответ – почему не предпринимается каких-либо следственных действий по моему заявлению о привлечении к ответственности владельца злополучного дома К. Решета?

И в конце разговора, пользуясь случаем, хочу попросить ваше уважаемое издание Ratel.kz информировать депутата мажилиса парламента г-на А. ПЕРУАШЕВА – так как он как председатель Демпартии "Акжол" и их фракция в мажилисе парламента тоже были обмануты хитрыми действиями сотрудников Комитета гражданской авиации.

Фото: Almaty.tv.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




жазушы
Астананы Талғарға көшіріп, мемлекет атауын "Хуторстан" деп өзгертсек қайтет?
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
Лайфхак от начальника колонии: как взять кредит в банке на 2,7 млн тенге и не возвращать
Рабочая схема от сотрудника ДУИС и частного судебного исполнителя
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Так кто подставил премьера Бектенова
После нашей публикации неравнодушный читатель Ratel.kz обратился в администрацию главы государства с официальным запросом
Узкий коридор. Бумажный Левиафан
Казахстан обладает многими чертами Бумажного Левиафана, который катастрофичен для экономического процветания
Асад сбежал, Иран ослаблен, Америка уйдёт - способны ли Израиль и Саудовская Аравия возобновить сближение на этом фоне
Не только Ближний Восток, но и весь мир от этого только выиграют
Документы из прошлого: диплом на латинице, бумажка ценою в жизнь, факт наличия казахстанской лёгкой промышленности
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Город мечты
Как мы ездили в Кызылорду и что мы там увидели
Фигурант списка Forbes.kz делает социальные окорочка дорогими
Государство субсидирует миллиардеров, нужна ли помощь самым богатым?
Углеродная "реконкиста": корпорации пересматривают свои "зелёные планы"
А Китай продолжает своё Великое зелёное наступление
В Актюбинской области повесился военком
Военный свёл счёты с жизнью в служебном кабинете
У таможни в ВКО неоднозначный подход к участникам внешнеэкономической деятельности
Из-за этого в судах не становится меньше дел
Будут ли металлурги и шахтёры Qarmet добиваться 13 зарплаты, как при Миттале
На фоне миллиардных долгов компания хвастается высоким заработком, а работники ждут премию к Новому году
В листе ожидания: предприниматели СКО жалуются на долги по субсидиям
В ответ им рассказали о затратах на ликвидацию последствий паводка
По плану вице-премьера Романа Скляра начали уничтожать горные реки Жетысу
Общественники ещё жалуются на чиновников-временщиков и непатриотичного акима области Бейбита Исабаева
Алматинский дом на Панфилова: рестораны принудительно отключат от воды и электричества
Дело сдвинулось с мёртвой точки после публикаций Ratel.kz
Қызық-ей. Біреудің әйелінде несі бар
Қазақстанның оңтүстігінде тағы да жаман нәрсе болды
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.