Зачем ходить на уроки

4866 просмотров
0
Ольга ВОРОНЬКО
Воскресенье, 05 Апр 2020, 17:55

Устроившая шесть лет назад образовательный скандал семья путешественников – за дистанционное обучение, а призёр международных олимпиад – против

Мнение тех, кто учился онлайн

Скандал вокруг семьи инженеров—проектировщиков, известных в Павлодаре путешественников и приверженцев здорового образа жизни Светланы и Юрия КУЗИНЫХ, в которой шестеро детей, разгорелся в сентябре 2014 года, когда родители отказались отдавать старшую дочь Радомиру (на снимке - на подоконнике) в первый класс. Мама Света сама стала заниматься с дочкой, а папа объяснял позицию семьи журналистам и многочисленным разгневанным чиновникам от образования.

Читайте также
Юный мастер маникюра покоряет СНГ

- Отдав ребенка в школу, мы уже дальше ничего не контролируем, - говорил Юрий. - Какие-то учителя там, может быть, хорошие будут, от Бога, а какие-то — лишние люди, которые отобьют у ребенка желание учиться на всю жизнь и нанесут ему психологическую травму. Даже когда просто ходишь по школе, слышно, как, то в одном кабинете учительница кричит, то в другом. Если говорить с точки зрения законодательства, мы не хотим делегировать третьим лицам свои права по воспитанию и обучению, которыми нас наделили Закон "Об образовании", Кодекс "О браке и семье", Конституция РК. Мы хотим заниматься этим сами. В моем понимании обучение – это не отсиживание уроков, а реальные знания, навыки, умения, которые приобретает ребенок. Ну вот что я помню, скажем, про биологию, кроме пестиков, тычинок и инфузорию-туфельку? А ведь я учился в биологическом классе. В современном мире великое множество концепций преподавания, а мы замерли на одной. Раду согласились протестировать по курсу "Познание мира". Купили учебник - поулыбались. Наши дети купались в Аравийским море и Бенгальском заливе, обследовали самые высокие в мире горы Гималаи — дошли почти что до Аннапурны. Знают, откуда берутся горячие источники и горные реки, видели, как образовываются облака и радуга. Сколько храмов посетили! Когда путешествовали по Непалу, ходили в гости к ремесленникам, учились плести тибетский пояс, гончарничать, делали бумагу...

Читайте также
Кто-то ходит с топором у акимата

После общереспубликанского резонанса и суда, который чиновники проиграли, был достигнут компромисс - Рада ходила в школу только сдавать СОРы и СОЧи. Вместо школы она посещала семь кружков: художественную, две музыкальных, две спортивных и техническую школы, а кроме того, кружок по краеведению. Следующий ребенок Кузиных – Верослава сама изъявила желание ходить в школу, и родители ей не препятствовали. Третья дочь, Лучезара, посещавшая шесть кружков и спортивных секций, в прошлом учебном году пошла по пути Радомиры, что не помешало ей закончить первый класс отличницей. В этом учебном году, как выяснилось, девочки до января вообще со своей школой никак не контактировали. А с января начали дистанционной обучение в Центре поддержки семейного обучения в Москве. Этот центр договаривается со школами и полностью берет на себя все оформление документов. Кузины таким образом попали в 1517 московскую школу.

На снимке: дочь Кузиных - Верослава.
На снимке: дочь Кузиных - Лучезара.

- Мы забрали документы из павлодарской школы, полгода жили то на Иссык-Куле, то в Алматы, - рассказывает Светлана КУЗИНА. - А когда вернулись, обратились в ЦПСО, чтобы девочки получали дистанционное образование. Там дается программа, присылаются ссылки на видеоуроки и прочие ресурсы, а потом сдаются экзамены. Причем, можно самому выбирать удобный темп обучения, к примеру, пройти два класса за год. Лучезара второй класс прошла за месяц, хочет до конца мая третий закончить. А у старших девочек программа, конечно, посложнее.

Читайте также
Какой коррупционер опаснее – врач или судья

- Сильной ли нагрузкой это ложится на родителей? Ведь трудно представить подростка, который, получив в руки гаджет, будет заниматься уроками, а не "гулять" по другим ресурсам, откладывая математику "на пол часика", потом "до вечера", потом – "до завтра", и так копя хвосты?

С.К.: - У нас так было, в январе они что-то долго раскачивались. А когда пришла пора сдавать первые экзамены, столкнулись и поняли, что если они не будут заниматься, повторять, не запишут что-то в тетрадку, то им будет очень тяжело потом. Все, я больше даже не напоминаю о занятиях. Они сами составили себе график, потому что знают - им нужно до конца года экзамены сдать. Естественно, если ребенка с самого детства никак не приучать к самостоятельности, тотально контролировать каждый шаг - иди покушай, садись за уроки, он без мамы ничего делать и не будет. Так что успех домашнего и, в частности, дистанционного обучения зависит от родителей – детей сначала надо научить учиться, уделить этому какое–то время. Кому-то недели хватит, чтобы понять, что от него надо, а кому-то и год.

- Вы по-прежнему считаете, что дистанционное обучение лучше традиционного?

С.К.: - Конечно, потому что, во-первых, это осознанное обучение. Ребенок учит не потому, что знает, что завтра его спросят, а хотя бы ради того, чтобы сдать экзамен, поэтому учит полностью весь материал, комплексно. И это очень удобно, когда всю недели ты занимаешься, к примеру, только историей – она вся перед тобой встает, полной картиной, легче все осознать, сопоставить, становится интересно, ты втягиваешься, начинаешь искать дополнительный материал. Тебе не надо переключаться, как в школе –только заинтересовало, как там Иван Грозный себя вел, а уже география. В разных методиках описано, как эффективен метод погружения, но у нас в школах его не применяют. 8–9 уроков по 30 минут – это же какая каша в голове! А наши девочки могут по три–четыре часа без перерыва и усталости заниматься, потому что интересно. Потом сдал историю – пошел географией заниматься. И еще это подготовка к настоящей взрослой жизни, когда ты сам определяешь, что для тебя лучше.

Читайте также
Баян Максаткызы: У меня много вопросов к актюбинским полицейским и прокурорам

Призёр XIV и XV Международной естественно-научной олимпиады юниоров (Нидерланды, Ботсвана), ХV Международной Жаутыковской олимпиады по математике, физике и информатике, ученик 10 класса школы–лицея для одаренных детей Павлодара Антон ДРАГАНЧУК много времени проводит на сборах и олимпиадах, у него свободное посещение школы, и соответственно часть программы ему приходится осваивать самостоятельно.

- Все на совести ученика - если он, учась в школе, этот предмет не делает, то он ни при каких условиях его не будет делать, а если в школе учится, то и дома будет, - считает Антон.

- Насколько эффективны онлайн-уроки? К примеру, что ты думаешь о популярных уроках физики для 7–11 классов одесского учителя Павла ВИКТОРА, который бесплатно выкладывает их на ютубе и собирает миллионы просмотров? 

А.Д.: - Все наши ребята их тоже смотрят. Читать, конечно, лучше, потому что, когда ты читаешь, ты больше усваиваешь. Но в дороге, когда глаза устали, посмотреть такое видео – это идеально. И по другим предметам тоже можно найти хорошие видеоуроки, было бы желание. Вот я хотел поучить информатику, нашел сайт, начал учить - все понятно, никаких вопросов. Слушаешь, делаешь, если что не понял – пересмотрел. И так вообще все можно выучить все до совершенства.

Читайте также
15-летняя актюбинка обезвредила грабителя сковородой

- Зачем же тогда сейчас репетиторы?

А.Д.: - Это такая принудительная мера – ты хочешь, но не можешь себя заставить, и поэтому платишь деньги, и нанимаешь человека, который может тебя заставить. Сайт, книжка или видеоролик не могут тебе сказать – давай, делай.

- А если вдруг опыт с дистанционным обучением окажется очень успешным, не получится ли потом, что уроки в школе вам вообще не нужны? Что они устарели как вид?

А.Д.: - Да, я думал о таком. С одной стороны, хорошо же – не надо содержать целую школу, ты просто держишь сайт, на котором есть курсы. И если бы школа была просто платформой для получения знаний, ее можно было легко заменить на онлайн. Но школа - это же еще и умение контактировать с людьми. Я, к примеру, в школе со многими знаком, а вне школы у меня почти нет знакомых. Когда ты сидишь на уроках, слушаешь тему вместе с друзьями, все равно лучше ее понимаешь. Дома я просыпаюсь – мне лень. А в школе ты смотришь на другого – он занимается, и тебя это как-то мобилизует, думаешь – ладно, я тоже буду заниматься.

На снимке: ученик 10 класса школы–лицея для одаренных детей Павлодара Антон Драганчук.

Мнение тех, кто будет учить онлайн

По словам учителя физики павлодарского лицея для одаренных детей Александра ЗАХАРОВА, онлайн-уроки его коллеги Павла Виктора хвалят только те, кто не был на его "живых" уроках.

А.З.: - Потому что, поверьте, живого учителя никто не заменит, и у Павла Андреевича на традиционных уроках гораздо интереснее, чем в онлайне. Я против дистанционных уроков, самое лучшее в ситуации, которую мы на сегодня имеет – это все-таки онлайн–стрининг. Вопросы у ученика возникают именно в процессе решения задач. Пока он их отправит учителю, пока дождется ответа, нарушится цепочка его рассуждений. А мы на пробных уроках в режиме онлайн повторяли конец третей четверти, напрямую контактировали, дети предлагали варианты решения, и это было достаточно эффективно. Поэтому я хочу в своей практике в четвертой четверти все-таки побольше использовать Zoom.

Читайте также
Батальоны просят еды

Ирина СИНИЦЫНА – биолог с преподаванием на английском языке лицея для одаренных детей говорит, что качество чужих видеоуроков должно оставаться на совести "родного" учителя.

И. С.: - В отличие от онлайн–обучения, которое является синхронным, дистанционное не случайно называется асинхронным. Я могу дать алгоритм – как изучить новую тему, дать ссылки на интернет–ресурсы. Но я же в этот момент не рядом, я не могу проконтролировать, насколько качественно и ответственно каждый ребенок к этому подойдет. Получается, дистанционное обучение на 90 процентов рассчитано на самообразование. И теперь можно увидеть истинную картину – кто на что способен. Кто действительно одарен, упорен. Как мне говорил мой научный руководитель в аспирантуре, у ученого должен быть острый ум и тупой зад. Вот сейчас это должно быть у детей. Но я думаю, что сейчас лишь бы все были живы и здоровы. Пусть даже мы пожертвуем этой четвертью, пусть даже целым годом пожертвуем. Будем искать положительные стороны. Основная форма общения с учениками сейчас – это маршрутный лист. Я прописываю эти маршрутные листы, даю ссылки детям на самые качественные интернет–ресурсы. И тот, кто зайдет на них, может быть, имеет шанс послушать более грамотного преподавателя, чем я, более опытного, более доступно объясняющего. А моя задача - отфильтровать весь интернетовский мусор и выбрать для детей лучшее.

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Ольга Воронько.

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Серик Буркитбаев: Вода - это суверенитет
Почему идея поворота сибирских рек опасна для Казахстана и какой водный сценарий эксперт считает стратегически верным
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером