Из-за чего разбился Ан-2

15103 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Среда, 28 Янв 2015, 10:26

«Кукурузники» с пассажирами летают на обычном автомобильном бензине

Случившаяся на прошлой неделе катастрофа самолета Ан-2 произошла из-за допущенного в очередной раз безалаберного подхода к использованию авиационной техники.

Как удалось выяснить сайту Ratel.kz, разбивший на прошлой неделе биплан авиакомпании OLIMP AIR, работавший по найму корпорации «Казахмыс» и перевозивший ее сотрудников, был заправлен топливом, использование которого запрещено на этом типе самолетов при перевозке пассажиров.

Напомним: авария случилась во вторник 20 января примерно в 15.20 в Шуйском районе Жамбылской области в 20 километрах от медного рудника «Шатирколь». Туда самолет вылетел из Балхаша с тремя членами экипажа и четырьмя пассажирами на борту. Во время крушения погибли двое пилотов В. КЛЮШЕВ и В. САВЕЛЬЕВ, бортмеханик В. ЛИТВИНОВ, а также трое сотрудников корпорации «Казахмыс» - директор департамента техразвития Г. ТОЛЕУБАЕВ, главный механик объединения «Балхашцветмет» Е. ИБРАЕВ, начальник отдела технического и инвестиционного планирования этого объединения У. ЕСМАГАНБЕТОВА. Главный геолог «Балхашцветмета» А. ШАЯХМЕТОВА единственная чудом выжила в этой авиакатастрофе. Она не только выжила, но и, несмотря на серьезные травмы, сумела по сотовому телефону дозвониться до отдела полиции в Кызылорде, сообщить примерное место крушения самолета и на сильном морозе дождаться помощи.

Известно, что сейчас создана правительственная комиссия, которая будет разбираться в причинах случившегося. Предварительно утверждается, что крушение Ан-2 могло произойти из-за неблагоприятной погоды – якобы в том районе был сильный туман.

Однако уже сейчас мы располагаем довольно скандальной информацией, которую, как водится, наши авиационные власти не торопятся обнародовать.

Дело в том, что самолеты Ан-2 или «кукурузники», как их еще называют за использование в сельхозавиации, хоть и являются заслуженными ветеранами неба еще с советских времен, все же до сих пор считаются сверхнадежными. Даже в книгу рекордов Гиннеса занесены как единственные в мире самолеты, выпускаемые более 60 лет. Главное – обеспечить им достойное обслуживание. А с этим у нас – швах. Помимо нормальных запчастей, которые по нынешним временам очень непросто раздобыть, проблемы возникают даже с таким, казалось бы, элементарным вопросом, как снабжение авиатопливом. Оказывается, установленный на этих самолетах авиационный двигатель АШ-62ИР изначально был рассчитан на авиатопливо марки Б-91/115. Его производили три нефтеперерабатывающих завода в России – Новокуйбышевский, Омский и Новоуфимский. Первые два закончили выпуск этого авиатоплива к 2000 году. Третий выпустил последнюю партию к концу 2006 года. И все – больше ничего подобного на постсоветском пространстве не делают. Потому что входящий в состав этого авиационного бензина тетраэтилсвинец вот уже лет десять как запрещен в России к использованию. Есть, правда, зарубежный аналог - его маркировка AVGAS 100LL. Однако приобрести его можно всего у нескольких компаний и крайне недешево, поскольку очень большим спросом он не пользуется. И отгружают это топливо железнодорожными цистернами по 50-60 тонн, так что ни одной из казахстанских периферийных авиакомпаний взять его будет просто не по кошельку – чтобы израсходовать такие объемы частникам-авиаторам потребуются годы. А еще ведь где-то такое количество топлива надо хранить, как-то заправлять, периодически сертифицировать. Короче, дорогое удовольствие.

А теперь спрашивается: если «кукурузники» у нас до сих пор в Казахстане летают, то на чем?

Ответ простой – их повсеместно заправляют обычным автомобильным бензином АИ-95. С ближайшей автозаправки или нефтебазы. Качество соответствующее. Во всяком случае, разработчики самолета дали заключение, что летать на автобензине можно, но количество отказов двигателя при этом резко возрастает.

И вот теперь подходим к самому главному вопросу: знали ли об этих рисках в авиакомпаниях, эксплуатирующих Ан-2, и в Комитете гражданской авиации РК?

Обязаны были знать. Имеется соответствующий документ - приказ № 64, датированный 23 мая 2006 года и подписанный тогдашним исполняющим обязанности председателя комитета гражданской авиации Казахстана Радильбеком АДИМОЛДОЙ. Сегодня он есть даже у нас в редакции. В приказе четко указано: использование автомобильного бензина АИ-95 при эксплуатации самолетов Ан-2 допускается при выполнении всех видов авиационных работ, кроме пассажирских перевозок. Но при этом нужно строго следить за соответствием физико-химических показателей данного бензина, а РГП «Казаэронавигация» должно согласовывать и утверждать планы полетов, не допуская авиапассажирские перевозки. Контроль за исполнением приказа возлагался на тогдашнего начальника управления государственного надзора за безопасностью полетов Амантая ЖОЛДЫБАЕВА.

Господа Адимолда и Жолдыбаев уже не один год как находятся на заслуженном отдыхе. Пенсионеры они. И за исполнением приказа №64 должны были следить те, кому они передали бразды правления отечественной авиацией.

Тут и становится ясно, кто виновен в очередной авиакатастрофе и человеческих жертвах. Надо только поднять документы, сертифицирующие деятельность авиакомпании OLIMP AIR, которой принадлежал разбившийся самолет. В декабре 2014 года Комитет гражданской авиации РК разрешил пяти Ан-2 этой авиакомпании, помимо работ по опрыскиванию полей химикатами, полетов для аэрофотосъемок, лесоохраны, транспортно-связных работ и других чисто технических полетов, когда на борту находились бы только члены экипажа, еще и совершать полеты с целью десантирования и выброски парашютистов, летать для оказания медицинской помощи населению, совершать поисковые и аварийно-спасательные работы. И мы понимаем, что во всех этих случаях на борт самолета допускались бы врачи, охотинспекторы, полицейские, спасатели, в общем все те, кого называют одним словом - пассажиры. В отдельном конкретно взятом случае, закончившемся трагедией, это были сотрудники корпорации «Казахмыс».

Рискну предположить, что у самолета с пассажирами на борту мог просто отказать двигатель или не хватить мощности из-за того, что в баках был не авиационный, а обычный автомобильный бензин. В совокупности это было грубейшим нарушением как подписанного в 2006 году приказа №64, так и общих норм безопасности полетов. Проще говоря, уже традиционный для нашей авиации бардак и общее разгильдяйство, за которое, как и в случае с разбившимся два года назад пассажирским самолетом CRJ-200 авиакомпании «Скат», так никто ответственности и не понесет. Вот поэтому и наступаем в который уж раз на одни и те же грабли.

Фото Vlast.kz. Публикуется с разрешения.

 

журналист
Марафондарыңды… Сендер айдалаға барып жүгіріңдерші. Көше жауып, пробка жасамай.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
От публикации на Ratel.kz до отказа от закупки георгиевских лент ко Дню Победы прошло всего несколько часов
Как научить отечественных чиновников отличать казахстанский патриотизм от российского
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Новый министр энергетики Казахстана заявляет в духе Трампа: Make Qazaqstan Great Again!
Казахстан устами Ерлана Аккенженова фактически заявил о выходе из сделки ОПЕК+
Отношение власти к обществу в Казахстане
Подавление свободы слова и оппозиции уменьшает шансы на успешное долгосрочное развитие страны
AMERICA IS BACK
США переходят от модели глобального одностороннего доминирования и мирового шерифа к знакомой парадигме самодостаточного лидера
Байконур: почему советский космодром построили в Казахстане, а не в России или Украине
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Нескучные документы
Как мы ходили на экскурсию в городской архив
Сотрудник минпрома, отметив выписку ребенка из роддома, заболел
Становится все понятнее – почему присяжные в СКО оправдали Долгалева, а судьи регионального СМУС поспешили откреститься от этого дела
Казахстанская энергетика: перезимовали… Что дальше
В южных регионах Казахстана уже в первой половине апреля отключили отопление
Казахско-русский вуз закрыли после скандала со студентами в Актобе
Одной из причин стало то, что 90 процентов студентов не посещают занятия. Это установила проверка министерства
Оскорблять граждан с официальной страницы госкомпании допустимо, решил суд в Усть-Каменогорске
Немало удивившись такому обстоятельству, истец направил жалобу в Конституционный суд
Как акимат Караганды обошёл законы ради BI Group
Администрация Булекпаева не смогла подавить негатив в свой адрес, половина города ненавидит чиновников
Реорганизация поликлиники вызвала бурю негодования горожан в Петропавловске
В управлении здравоохранения заверили, что это решение отменено
Чиновники и общественники продолжают мордовать бизнесменов
Последние жалуются правозащитникам, правозащитники рассылают рекомендации надзорным органам
Ассоциация кемпингового туризма: акимат вставляет палки в колеса тем, кто хочет развивать отрасль
Сверху декларируется поддержка, а на местах чинят препоны
Как охранники разворовывали "АрселорМиттал Темиртау"
В 2016 году члены банды вахтёров расстреляли шахтёров в Степногорске
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.