
Адвокаты указывают на нарушения и сомнительные экспертизы в расследовании авиакатастрофы
В Турксибском районном суде Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100 авиакомпании Bek Air, произошедшей 27 декабря 2019 года.
Напомним, самолет, выполнявший рейс Z9-2100, попал в нестабильную аэродинамическую ситуацию и вынужден был прервать взлет. Машина выкатились за пределы взлетно-посадочной полосы, пробила ограждение аэропорта и столкнулась с домом, незаконно построенным в санитарно-защитной зоне – всего в девяти метрах от забора аэропорта, при допустимой границе не менее 500 метров.
На борту находились 98 человек. Погибли 12 пассажиров, 47 получили ранения.
Ранее прокуроры огласили заключение «Комплексной транспортно-трасологической экспертизы с привлечением в качестве судебных экспертов в разовом порядке специалистов в области летной эксплуатации воздушных судов, метеорологии, расследования авиационных происшествий и инцидентов». Исполняли экспертизу Жамбыл Исин, Иван Бабич и Николай Колесников. Однако документ больше похож на обвинительный акт, а не на заключение экспертов. При этом подобная экспертиза не предусмотрена перечнем, утвержденным Министерством юстиции РК.
На очередном заседании суда допросили Исина, Бабича и Колесникова. По мнению адвокатов, только последний обладает специальными научными знаниями, как того требует статья 79 УПК РК.
Жамбыл Исин ранее работал в Управлении по расследованию авиационных происшествий и инцидентов (УРАПИ), откуда в 2018 году был уволен за несоответствие профессиональным требованиям, установленным документом ИКАО Cir 298 AN/172. В частности, расследователь должен иметь опыт в авиации, быть пилотом, инженером или специалистом по техническому обслуживанию воздушных судов. Исин же имеет квалификацию метеоролога. Данный факт, по мнению защиты, создает конфликт интересов и, поэтому Исин мог быть предвзятым в отношении бывших коллег из УРАПИ, которые проводили расследование авиакатастрофы Fokker-100.
Николай Колесников, известный эксперт в области трасологии, техногенных катастроф и дорожно-транспортных происшествий, также вызвал сомнения адвокатов, т.к. его специализация не связана с авиацией – аэромеханикой, аэродинамикой или динамикой полета. Более того, выяснилось, что против него в 2022-2024 годах то возбуждалось, то прекращалось уголовное дело по статье 420 УК РК дачу за заведомо ложного заключения эксперта, связанное с трагическим инцидентом в Уральске.
Расследование вел Департамент полиции МВД на транспорте – тот же орган, что курировал дело о катастрофе Fokker-100. По мнению адвокатов, это обстоятельство ставит под сомнение объективность Колесникова: дело против него могли использовать как инструмент давления.
Третий эксперт, Иван Бабич, гражданин Сербии и США, с 2021 года работает авиационным инспектором в АО «Авиационная администрация Казахстана». Однако, как отмечает защита, его участие в экспертизе нарушает статью 62 Закона РК «О судебно-экспертной деятельности», согласно которому иностранный специалист может быть привлечен в качестве судебного эксперта только при наличии соответствующей лицензии своей страны, чего Бабич, по данным защиты, не имеет. Более того, во время допроса в суде он вообще признался, что плохо владеет русским языком, на котором написано экспертное заключение.
По мнению адвокатов, вышеизложенных фактов про Исина, Бабича и Колесникова предостаточно, чтобы признать их заключения как «экспертов» – недопустимыми и недостоверными доказательствами по рассматриваемому делу, т.к. они противоречат УПК и другим законам Казахстана.
Судебный процесс, тем временем, продолжает приносить все новые «сюрпризы».
Редакция Ratel.kz будет и дальше следить за его ходом и рассказывать о новых эпизодах этого громкого дела.
Фото: gov.kz